Отчет Терентьевской детской библиотеки за 2011 год

Отчет Терентьевской детской библиотеки за 2011 год

 

Фото к отчету

 

В библиотеке были проведены следующие мероприятия:

1. При поступлении новых книг, после знакомства их с читателями

проводится расстановка их в фонде, согласно ББК

2. Особо ценные и дорогие книги находятся под контролем и периодически проверяются.

3. В течение года проводится вместе с помощниками библиотеки мелкий ремонт книг выпавших страниц, обложек.

4.  Два раза в год январь, сентябрь составляются списки должников, которые вывешиваются на доске объявлений в школе и в  библиотеке.

5. Один раз в два месяца проводится контроль над своевременным возвратом книг: передаются списки через   помощников библиотекаря. 

6. Предупреждаем и напоминаем по телефону: так в отчетном году было 46 звонков. Возвращено 56 книг.

7. Постоянно заполняются листки возврата при выдачи книг.

8. При возвращении читателем книги проверяются  наличие всех страниц и внешнего вида.

9. Проводятся беседы о бережном отношении библиотечных книг с проблемными читателями.

10. Раз в месяц профилактика с грызунами – раскладывается отрава.

11. Освещение в книгохранилище и на абонементе закрытого типа.

12.В библиотеке постоянный режим температуры, имеется противопожарная сигнализация, в наличии 3 огнетушителя.

13. Каждый день проводится влажная уборка, один раз в месяц санитарный день.

 

В 2011 году библиотеке было подарено 16  книг. В отличном состоянии и новые в том числе. Дарители в основном дети. 

Белокопытова Алёна – 3 книги: «3медведя», 2 тома «Волшебные сказки»

Лощилова Люба – 1книга: «Современное тэквандо»

Березина И.З. -2 книги: «Чудеса света» и «Катастрофы и катаклизмы»

Горлов Рома подарил 10 книг.

  Среди них детские,  фантастика, детективы.

Отказы: В основном отказано было учащимся. Это книги художественные: Крюкова Т. «Катя +Ника»

Москвина М. «Не наступите на жука»

Мориц Ю. стихи

Дмитриев Ю. «Рассказы о животных» или любые другие

Хармс Д. Стихи;  Пивоварова И. «О чём думает моя голова»

Митяев А. «Книга будущих генералов»; Сеф Роман Стихи любое издание

Экологическое направление

 

Рассматривалось Терентьевской детской библиотекой как одно из направлений в работе. Цель экологического просвещения: приобщить детей к миру природы, к её сохранности, бережному отношению, защите братьев наших меньших. Формирование знания детей о природе своего края, знакомство с животным и растительным миром.

На мероприятиях по экологии используются разнообразные формы работы.

В библиотеке функционирует постоянная кн.в. «Люблю тебя природа, в любое время года», которая ежемесячно обновляется и пополняется. В разделе «Разноцветный календарь» этой выставки можно найти информацию о каждом месяце: как его называют в народном календаре, чем он примечателен, какие праздники отмечаются, приметы погоды и т. д. В разделе «Певцы родной природы» книги со стихами, посвященными этому времени года и месяца. Третий раздел отведен картинам художников, воплотивших это время года и красоту природы.

В  библиотеке была оформлена постоянная книжная выставка «Живая планета» с разделами: «Чудеса природы», «Мир на ладони», «На земле и в воде».

 

В течение года в библиотеке было продолжено оформление  кн.в. из цикла «Такие разные животные» а также беседы, познавательные часы у выставок.

Кн. в.  «Жил – был жираф» приглашала узнать самых любознательных читателей о том, за что жирафы попали  в книгу рекордов, где обитают, чем питаются и есть ли у них враги, и куда девают шею, когда спят.  А ещё   о ближайших сородичах – окапи..Читатели 3 класса познакомились с выставкой и побывали на познавательном часе «Жираф: пятнистая загадка». – 14.01.( 28 человек)

 «Лев – царь зверей» - так называлась книжная выставка из цикла «Эти забавные животные». Знакомство с ней и беседа прошли 31 марта. Много интересного узнали дети об этом представителе животного мира, живущим в саване.

14 июня ребята с детской площадки (1 – 4 класс) были приглашены на экологический час « Дитя подземелья – крот» из цикла  «Эти забавные животные». Ребята узнали много интересного и необычного из жизни «неутомимого экскаватора», «первоклассного архитектора» - как называют его в народе.  Вместе с ребятами  составили «досье на крота».  А ещё узнали дети о том, как выглядит он, чем питается, кто враги, какую пользу приносит это животное.  Познакомили с книжной выставкой.  Вспомнили сказки и стихи, где героем был крот: Андерсен «Дюймовочка», В.Степанов «Рукавицы для лисицы», Н. Стожкова «Крот», И. Токмакова «Котята».  Громкое чтение рассказа «Как спасли Белоносика»  М. Киселевой стало заключительным в экологическом часе, на котором присутствовало 35 человек.

 

* Кн. выставки из цикла «Эти забавные животные» знакомят ежемесячно читателей с животным миром. Так в сентябре была оформлена развернутая книжная выставка и проведен познавательный час  «Волки – звери лесные». Выставка состояла из   разделов: «Из жизни волка», «Краткое досье»,  «Сказки про волка», «Серый разбойник – герой книг». Из беседы читатели узнали о том, где волк живёт, чем питается, какой образ жизни ведёт, о его ближайших собратьях. (48 человек)

   Волк – излюбленный персонаж. О нём написаны сказки, рассказы и повести. На полке «Сказки про волка» были представлены известные сказки.  Русские народные: «Зимовье», «Жил – был пёс», «Иван – царевич и Серый волк» и т.д. Сказки  современных авторов: Александра Курляндского, Аркадия Шера.  Всего 14 сказок.

«Существует большое количество превосходных произведений, открывающих и помогающих проникнуть в душу молчаливого врага и столь же молчаливого друга. Многие необычные рассказы  поведают вам об этом удивительном вечном страннике и вечном охотнике». Такое обращение к читателям приглашал раздел кн. в. «Серый разбойник – герой книг». Здесь были собраны книги разных авторов, как русских классиков,  так и зарубежных: Чехов А.П. «Белолобый», Толстой А.Н. «Мерин», Куприн А. «Серебряный волк» Житков Б.С. «Волк», Д. Лондон «Белый клык», Кервуд Д.  «Бродяги Севера», Сетон – Томпсон «Лобо», «Виннипегский волк». 15 книг. Громкое чтение рассказа Сетона –Томпсона  было проведено 13 сентября. Трогательная и трагическая  история не оставила ребят равнодушными. -12 человек.

. Книжная выставка, «Какие они – слоны?» из цикла «Эти забавные животные» был посвящен самым большим животным, обитающим на земле – слонам. Выставка состояла из нескольких разделов:  «Особые приметы слона», «Из жизни слонов», «Необычные рассказы». В третьем разделе были представлены стихи, сказки, повести и рассказы разных авторов. От классиков до современных авторов, как русских, так и зарубежных – 22 книги.

Информация об этих гигантах была представлена в книгах и журналах, таких как «Свирель», «Муравейник», «А почему», «Тошка».  Выставка была интересна как младшему возрасту, так и среднему читателю.

  Познавательный час «Из жизни слонов» был проведен 10 октября с читателями начальных классов. – 48 человек.  Читатели узнали,  где обитают слоны, каких видов и размеров они бывают, чем питаются. Чем удивителен хобот, для чего слону нужны уши, об их потомстве и дрессировке.

Слонам посвящено огромное количество литературных произведений самых разных жанров. О некоторых из них мы познакомили с читателями. Востребованы были следующие книги: Житкова Б., «Про слона», Баруздина  С. «Рави и Шаши». Опыт дрессировки, содержание слонов в зверинцах освещен в книгах Дуровой Н. «Мой дом на колёсах».

 

Проводились экочасы «Окно в природу» в течение года на темы:

* Кто в природе лучший строитель? – февраль

Экологический час из цикла «Окно в природу» был проведен по теме «Кто в природе лучший строитель?»  4 февраля  (10 Человек) и 25 февраля 18 человек 4 класс.

Если бы на земле проводился конкурс среди строителей, то человек занял бы одно из последних мест. А кто же из насекомых, птиц, животных является самым искусным мастером строительных дел. Читатели узнали много интересного о том, кого называют речным инженером, и кто строит густонаселенные дома, у кого самый защищенный от хищников дом. Об этом и многом другом можно было узнать и  из материалов, представленных на кН. выставке. Главное для наших читателей: Читать! Узнавать! Удивляться!

   Какое животное самое большое, а самое маленькое?

А какое самое опасное для человека животное?

А какое животное самое сильное и выносливое?

А кто является рекордсменом по бегу?

И кто слывёт самым лучшим и быстрым летуном?

А кто живет больше всех на земле?

Об этом и о многом другом  можно было  узнать из выставки «Животные – рекордсмены» и экологического часа. -18 апреля.  (3а и 5б)      

* Мастера маскировки - июнь

Экологический час из цикла «Окно в природу» был посвящен хищным растениям.  Была оформлена книжная выставка на эту тему.  Читатели 7а класса  много интересного узнали о растениях – хищниках. А их не так уж и мало. Более ста видов.  Самые распространенные: росянки круглолистной, альдрованде пузырчатой, мухоловке португальской узнали ребята. Почему эти растения ведут хищнический образ жизни, неужели им не хватает питания? На эти и другие вопросы ребята узнали ответы. Дополнительно узнать о других хищных растениях изъявили желание несколько ребят3. Проведение акции «Добрая зима» - январь, февраль

 

Участвовали наши читатели Михайленко Саша и Чиков Иван  в районной викторине «Природная мозаика».  Михайленко Александра стала победителем!

Игры, конкурсы, викторины находили отклик и понимание среди читателей. Среди наиболее удачных:

«Вестники радости и весны» - 2.04.,

«Загадки мудрой совы» - 18.06.

«В грибном царстве» - август

 

С удовольствием наши читатели участвуют в экологических акциях:

*«Добрая зима» - январь

       * Марш парков «Заповедные зоны Кузбасса» - май

*«Чистый обелиск – июнь

* «Предотвратим катастрофу за 7 минут»

В  июне  работники библиотеки принимали участие в благоустройстве больничного городка: высаживали саженцы деревьев и кустарников, сажали в вазоны и в клумбы цветы, а в августе библиотека участвовала в благоустройстве нового Парка Победы: высаживали саженцы кустарников, разбивали цветник.

В библиотеку ведутся и пополняются тематические папки:

«Мир цветов»

Планета требует …

 

Как мы знаем лес

Собака – верный друг

Во саду ли в огороде

Сто друзей – ста мастей

Домашний лечебник

 

Ведутся картотеки:

«Птица знакомая и незнакомая»

«Сто друзей»

«В царстве растений»

«Планета земля в опасности»

Экологическая акция «Первоцвет» была проведена с младшими школьниками.- 19.04. Цель акции: приобщение к миру природы, бережного отношения к ней.  Отдыхая на природе в весенние сухие, теплые дни, не забывать о том, что вы находитесь в гостях у нее. И поэтому не оставлять после себя мусор.   А врученные листовки - 50 штук напомнят ребятам и взрослым правила поведения: не поджигать траву, не вырывать с корнем цветы, особенно первоцветы, не оставлять после себя мусор.  И помнить, что брошенная бумага разлагается два года. Консервная банка -70 лет. Полиэтиленовый пакет может пролежать несколько веков, а оставленное стекло может вызвать пожар.

 

20 апреля участвовали в субботнике. Убирали библиотечный сад, обрезали кустарники, выгребали  прошлогоднюю листву.

 

  Краеведческая работа (ф. № 28)

Работа по этому направлению была неразрывно связана с историей и историческими событиями нашей страны, области, района.

В течение года собирали материалы краеведческого характера, пополняли краеведческие картотеки и папки-досье «Дела и люди нашего района».

Знакомили юных читателей с историей области, района, села, с его лучшими людьми, через различные формы, как информационных, так и массовых мероприятий с использованием местной периодики. Цель их: воспитание у читателей чувство гордости и уважения за военные подвиги участников войны, тружеников тыла, детей войны. А ещё сохранить память об истории района, села и его людях. 

В 2011 году ко дню района была оформлена книжная выставка «Мой край Отеческий, моя глубинка» -2 сентября. День же краеведения был проведен 5 сентября. Читателям  было представлено литературно – краеведческое путешествие о районе, слайд – беседа  «Моё село – моя судьба» - о Терентьевске. Тема эта была взята не случайно. В этом году селу исполняется 290 лет.

Час мужества «Тени Чернобыля»  был проведен с читателями 6б класса и был посвящен одной из страшных радиационных катастроф 20 века. Ребята узнали о масштабах трагедии, о людях, находившихся в этой зоне, в каких условиях им приходилось работать, о 13 ликвидаторах из Прокопьевского района. Был показан слайд – фильм и страницы книги, выпущенной к 20 летию трагедии на Чернобыльской АЭС.

 

Ряд мероприятий были посвящены Великой Отечественной войне, весь материал был привязан к местному краеведческому материалу.  Так, если проводились Дни воинской славы, то обязательно использовалась информация о тех односельчанах,  которые участвовали в той или иной битве: час мужества «Подвиг защитников Ленинграда», «За Волгой для нас земли нет», патриотический час «На огненной дуге». В 2011году были проведены следующие мероприятия:

Историко – познавательный час «Дедушкины медали» и беседа – апрель,

Литературный час «Пишу тебе письмо из 45» - одна из страниц была посвящена письмам солдат односельчанки Черниковой В.Я.

День Памяти и скорби «Забудем мы, забудут нас»,

акция «Чистый обелиск» - июнь

15июня прошла районная акция «Говорят правнуки Победы» в нашей библиотеке. В ней приняли участие четыре человека. Они рассказали о своих прадедах:  Сергеева Света – о Сергееве Дмитрии  Е., Малина Катя – о Лысухине Николае Максимовиче, Прокудина Лиза и Левин Данил – о Рогове Семене Петровиче,

Чикова Соня – о Куртукове  Михаиле Васильевиче.

22 июня  у памятника погибшим односельчанам была проведена акция   «Свеча памяти». Юное поколение терентьевцев пришло с цветами, воздушными шарами и бумажными голубями  почтить память, возложить цветы. Ведущие Ульянова А.М. и Газизова С. А.  напомнили о скорбной дате, рассказали о земляках, ушедших на войну и не вернувшихся с неё. Прозвучали стихи, посвященные этому незабываемому дню, открывшему огромные двери войны.  «Пока мы живы, мы должны помнить. Пока мы помним, живы те, о ком мы помним» - эти слова стали  заключительными, а полет воздушных шаров – надежда на будущее. – 55 человек.

 Накануне этого дня была проведена акция «Чистый обелиск» с читателями библиотеки.

 

Краеведческие игры помогают не только получить дополнительные знания, но и способствуют пробуждению интереса к родной культуре,  к своей земле. Так в сентябре прошел краеведческий час «Край чудес», где ребята не только узнали много интересного о своей области и районе, но и отвечали на вопросы о природе, животном мире, людях прославивших наш край (поэты, космонавты, художники, артисты, спортсмены).

 

 За отчетный период по акции «Прочти книгу о крае» - было взято 235 книг.

В библиотеке ведутся тематические папки «Малая родина»,

«Люди нашего района», « Мир и свободу свою мы отстояли в бою»,  «Литературная страница».

Чтобы наш край был ещё красивее, проводятся различные акции.  Не остается в стороне и детская библиотека, так

в  июне  работники библиотеки принимали участие в благоустройстве больничного городка нашего села: высаживали саженцы деревьев и кустарников, сажали в вазоны и в клумбы цветы, а в августе библиотека участвовала в благоустройстве нового Парка Победы: высаживали саженцы кустарников, разбивали цветник. Наше село стало еще наряднее и красивее.

2011 год – год Космонавтики.

Так одно из мероприятий «Человек и космос»- слайд – путешествие было посвящено нашим землякам – космонавтам Леонову А.А. и Волынову Б.В.

 

Патриотическое направление ф№28

 

Важное место занимает в воспитание читателей детской библиотеки тема патриотизма, уважение к историческому наследию нашей Родины.

Цикл проведенных мероприятий  способствовал формированию чувства гордости,  любви к  Отчизне, углублению знаний о Родине и крае, бережному отношению к историческому наследию.

В течение года проводилась акция «Прочти книгу о войне». Прочитано 256 книг. Цикл громких чтений проводился в основном  с младшими классами. Знакомство с рассказами о войне было интересно им.

 

21 июня вместе с ребятами из детской площадки была проведена акция «Чистый обелиск». К этому святому месту взрослые люди не всегда почтительно относятся: бумажные обертки, окурки, бутылки пивные и т.д.  Вместе с ребятами убрали мусор, пропололи сорняки, убрали завядшие цветы.

Интересно было узнать ребятам и об истории памятника.

Есть в нашем календаре даты, навечно  вписанные в летопись истории. Такой датой является 22 июня 1941 года. Война легла тяжелым бременем на наш народ. И сколько бы ни прошло  лет 60 или 100 будут смахивать слезы, застывать в минуте молчания, в которых соединяется все - и горечь потерь и радость победы. Наше поколение не видело всех ужасов войны. Но существует генетическая память. И вы, дети 21 века, должны помнить те страшные годы, каждого бойца, каждую мать, потерявшую сына, ребенка, оставшегося сиротой.  Что для вас Великая Отечественная война? Об этом написал ваш сверстник. (Дети читают стих) А еще война – это книги, фильмы, песни, стела памяти, воспоминания фронтовиков и тружеников тыла.

Многие односельчане не видели своих прадедов, дедов, списки которых мы видим на мемориальной доске.  Мы не знаем, как они провели свои последние дни, часы, минуты. Ничего не осталось от солдата только память живая, благодарная живет в сердцах детей, внуков, правнуков.

 

Разные по форме и содержанию прошли мероприятия, посвященные 70 летию начала Великой Отечественной войны

*кн.в.  «Не померкнет слава, тех военных лет» - май

Кн.в. «За Волгой для нас земли нет»- февраль

«И рядом с солдатами были ребята»

*Беседа «Ленинградская блокада» - январь

* Урок мужества «Легендарная лётчица» - март

* Литературный час «Пишу тебе письмо из 45» - май

* «И кисть с врагом сражалась» - выставка плакатов и беседа - май

Громкие чтения рассказа «Дезертир» и обсуждение – май

*Свеча памяти  - митинг - июнь

* Экспресс – выставка «В тот день, когда нагрянула война» - июнь

Историко – познавательный час «Дедушкины медали» -май

 

В августе занимались сбором информации  второй книги «Дети войны», в которую войдут еще более 80 биографий односельчан.

 Более подробно описано в месячных отчетах с фотографиями.

 

Учащиеся 5а класса с классным руководителем Михайленко Г.И. были приглашены на урок мужества «Подвиг защитников Ленинграда». Блокада Ленинграда вошла в историю как образец высокого мужества и стойкости духа русского народа. На уроке мужества пятиклассники узнали, как 900 дней жили в огненном кольце, без воды, электричества, еды, под непрерывным огнём и выстояли ленинградцы. Особая страница этого урока была посвящена детям - блокадникам. У них было особое, опалённое войной блокадное детство. Живым напоминанием остались строки из дневника Тани Савичевой, воспоминания Жени Терентьева, рисунки Саши Игнатьева. Как жили, учились, помогали взрослым, работали на заводах они. Об этом и многом другом ребята узнали из кадров хроники, книг, представленных на выставке и уроке мужества. 29.01. (21 человек) Равнодушных и пассивных слушателей не было. По глазам ребят было видно, что они сопереживали, интересовались, в каких условиях учились их сверстники. Удивлялись тому, чем питались, и как мало выдавалось хлеба на взрослых и детей. (125 гр.)  Узнали ребята и о  десяти односельчанах, защищавших легендарный город. Трое из них были награждены медалями «За оборону Ленинграда». Некоторые из ребят пожелали прочитать книги по этой теме.

 

Книжная выставка  «За Волгой для нас земли нет»  и беседа были посвящены Сталинградской битве. (Дни воинской славы )  - 2 февраля (12 человек) На выставке была представлена историческая справка, цитаты: строки стихов С. Орлова, Л.Суркова, В, Хайрулина. А также литературные произведения, рассказывающие об этом сражении: Венок славы т.4, Бондарев «Горячий снег», Некрасов «В окопах Сталинграда», Шолохов «Они сражались за Родину» и т. д.  На выставке была информация и о наших односельчанах, освобождавших Сталинград и награжденных медалью. Из беседы читатели узнали о том, сколько по времени длилась эта битва, какая была цель фашистов и русских, итог  и значение её, фамилии и краткие биографии односельчан, участвовавших в ней.

 

Урок мужества «Легендарная летчица»  был проведен 1 марта. Присутствовало 21 человек.  «Человек – легенда» - так можно сказать об удивительно мужественной смелой женщине – Валентине Степановне Гризодубовой. Буквально с пеленок  началась её дорога в небо. Первый раз она летала с отцом (первый авиаконструктор России), когда ей было полтора годика.  А в 19 лет благодаря своему упорству стала летчиком – инструктором. На счету этой смелой и отважной летчицы много славных дел: перелет по маршруту «Москва – Дальний Восток» с двумя знаменитыми летчицами – Осипенко П. и Расковой М.,  а в 1938 году это был рекорд по дальности, скорости. И всем женщинам того триумфального полета, присвоено звание - Героя Советского Союза. С первых дней войны, она командир ночного бомбардировочного полка, совершила 200 боевых вылетов,. Четыре тысяч спасенных ленинградцев  вывез полк Гризодубовой на Большую землю. Об этом и многом другом ребята узнали на уроке мужества.

 

Беседа из цикла «Такие женщины в сибирской стороне» была посвящена 70 летию начала Великой Отечественной войны. Ребята узнали ещё  об одной героине из Кузбасса – Вере Волошиной. О её короткой жизни и подвиге. -15 апреля.

 

Книжная выставка « Не померкнет слава тех военных лет»  включала несколько рубрик: «Дорогами войны» и «Верные присяги» На выставке были представлены не только исторические документы, факты, но и художественная литература. Беседа у книжной выставке проводились в течение всей Недели с разной группой читателей.  К  историко-познавательному часу «Дедушкины медали»  4.05. была подготовлена выставка. Каждый год 9 мая ветераны надевают ордена и медали. Этими высокими наградами удостоены и наши односельчане. Какой подвиг совершили они, за что были вручены боевые награды?  Об истории боевых наград, их героях и в каких сражениях  участвовали наши земляки,  узнали ребята на этом мероприятии.

Обзор книг «Шли на бой ребята, ровесники твои» был проведен с читателями 6б класса 5.05. Цель обзора – познакомить с книгами военной поры, рассказать, заставить почувствовать чужую боль как свою, напомнить о пережитом таких же мальчишек и девчонок военной поры – сверстников 21 века. Подвиг во имя Родины - самая главная высота в жизни человека. «Четвертая высота»- так называется книга о Гуле Королёвой,  погибшей на Донской земле. Каждый шаг – лицом к лицу со смертью  был еще у одного  героя - Ивана Буслаева  из книги В.Богомолова «Иван».  «Повесть о фронтовом детстве» Ф.Семяновского - эта ещё одна жизнь двенадцатилетнего Феди, попавшего  в самую гущу боя. А военные повести Радия Погодина «Где леший живет?» и «Живи, солдат» написаны на основе лично пережитого автором. Тема военного детства представлена и в творчестве Альберта Лиханова.  Об этих и других книгах узнали шестиклассники. И   как важно, чтобы юная душа потянулась  к книге о прошлом нашей страны, о детях, переживших эти страшные и героические годы.  Знаменательно, что книги этой тематики волнуют нынешних подростков и книги читаются.

Громкое чтение рассказа «Дезертир» Людмилы Улицкой  и его обсуждение в ходе прочтения, никого не оставило равнодушным. С самого начало мы выяснили, что обозначает слово – дезертир. Было ли открытием для ребят, что во время войны повестки приходили собакам? Поступок Ирины оправдывают или осуждают? А как бы поступили ребята, оказавшись в такой ситуации? Тема дезертирства на войне – больная тема. Здесь же дезертиром оказалась собака и её хозяйка Ирина. Разные точки зрения на эту ситуацию. Это и жалость, и любовь к собаке и предательство к родным. Тема этого рассказа дает пищу для размышления и взрослым и детям. Такие темы нужно затрагивать, особенно тему патриотизма. В обсуждение принимали участие ребята разного возраста: 1а, 2а, 5, 6 классы -52 человека.

 

«И кисть с врагом сражалась» - так называлась  выставка военных плакатов и беседа.  В борьбе с врагом обычно применяется боевое оружие, техника. Но может ли стать оружием искусство? Оказывается, может.  В годы войны яркий, образный плакат встал на борьбу с первых дней. Он напутствовал, просвещал, поддерживал наших защитников. Первыми плакатами были «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» и «Родина – мать зовет». Какой была тема плакатов, к чему призывала, какую цель преследовала, кто были авторами плакатной живописи? Об этом и многом другом узнали ребята 5а класса. На выставке было представлено 17 плакатов военной тематики.

Литературный час «Пишу тебе письмо из 45» был проведен с 6а классом 4 мая, а литературно – музыкальный час с одноименным названием с 6б классом -7 мая. С первых дней ушли мужья, отцы, сыновья на фронт. Письма были единственным незримым мостом, кто ушел воевать и кто остался ждать. Сколько трогательных и строгих, добрых и горьких было написано писем – треугольников. В письмах без марок живет правда о войне, великая любовь к солдату, который не вернулся с войны, который отдал свою жизнь ради победы. На литературных часах прозвучали стихи: Иосифа Уткина, Александра Суркова, Николая Рыленкова, Михаила Исаковского, Александра Пермяка. Музыкальные письма: «В землянке», «Ты ждешь Лизавета», «Темная ночь», «Огонек» и т.д.

 Письма с фронта…

В годы войны это была единственная возможность услышать и узнать о  судьбе солдата.

 В нашем селе живет Черникова В.Я., в семье, которой хранятся письма 66 лет, пришедшие от её братьев.  И не вернувшихся с войны. В канун дня Победы мы увидели, прочитали и узнали правду о наших земляках. «Читая письма, мы отдаем дань уважения всем, кто завоевал свободу, подарил нам мирное детство. И пусть каждый помнит, что именно фронтовикам мы обязаны своей свободой и жизнью». Эти слова стали заключительными на этой встрече.

9 мая принимали участие в праздничном концерте перед ветеранами и тружениками тыла.

 

 В течение Недели славы приходили ребята группами на просмотр фильма «Повесть о настоящем человеке» и брали видеокассету домой. Перед началом фильма рассказывали об истории написания повести, и её настоящем герое – человеке – легенде Маресьеве А. П.

 

 

15июня прошла акция «Говорят правнуки Победы» В ней приняли участие четыре человека. Они рассказали о своих прадедах:  Сергеева Света – о Сергееве Дмитрии  Е., Малина Катя – о Лысухине Николае Максимовиче, Прокудина Лиза и Левин Данил – о Рогове Семене Петровиче,

Чикова Соня – о Куртукове  Михаиле Васильевиче.

 

 

22 июня  у памятника погибшим односельчанам была проведена акция   «Свеча памяти». Юное поколение терентьевцев пришло с цветами, воздушными шарами и бумажными голубями  почтить память, возложить цветы. Ведущие Ульянова А.М. и Газизова С. А.  напомнили о скорбной дате, рассказали о земляках, ушедших на войну и не вернувшихся с неё. Прозвучали стихи, посвященные этому незабываемому дню, открывшему огромные двери войны.  «Пока мы живы, мы должны помнить. Пока мы помним, живы те, о ком мы помним» - эти слова стали  заключительными, а полет воздушных шаров – надежда на будущее. – 55 человек.

 Накануне этого дня была проведена акция «Чистый обелиск» с читателями библиотеки.

 

День воинской славы  был посвящен Курской битве. Патриотический час «На огненной дуге» - это напоминание юному поколению о страшной  страницы летописи Великой Отечественной войны. Цифры и факты крупнейшего танкового и воздушного сражения, беспримерный подвиг солдат. Тема этого грандиозного сражения, была  тесно связана и с темой малой родины. Наши односельчане тоже были участниками той битвы. Рассказ о них – один из эпизодов патриотического часа. 23.08. 11г.

 

2011 год – год Ломоносова в России

 объявлен ЮНЕСКО и ООН. Этому событию  в течение года посвящено несколько мероприятий с разными категориями читателей.

Так в марте была оформлена книжная выставка «И отблеск твой горит и ныне».  На выставке представлены книги и журналы -18 наименований.

 

Михаил Васильевич Ломоносов – один из замечательнейших деятелей русской науки и культуры. Его имя известно  каждому в России.  Он вошел в историю как величайший ученый – новатор.

Жизнь Ломоносова – вечный пример беззаветного служения Родине. Человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей. Он прошел нелегкий и полный превратностей  путь от любознательного крестьянского паренька с далекого Севера до корифея мировой научной мысли. Трудно перечислить все сферы деятельности этого человека. Это был ученый – естествоиспытатель, физик, химик, поэт, художник, историк.  Ломоносов в совершенстве знал 11 языков. 

 Много интересного и любопытного из жизни великого ученого узнали читатели 6 – 7 классов на вечере – биографии  «Ломоносов: ярких знаний свет».  Яркий слайд, звучание клавесина,  интересные факты биографии и викторина были интересны ребятам.  На мероприятии  присутствовало 66 человек. Место проведения – актовый зал школы.

 

Клуб « Ковчежек»

 Клуб существует с 2003 года. Направление – духовно – нравственное.  Клуб работает по программе «Слово. Слава. Славяне». Главная цель программы: информационная и методическая. Обеспечение как можно полной информацией по предмету Народоведение.  За отчетный период было проведено 5 заседаний. На заседаниях мы знакомили с жизнью и укладом наших предков.

 

Заседание клуба «Ковчежек» прошло в первый день Масленицы – 28 февраля.  На фольклорный праздник «Душа ль ты моя, Масленица» были приглашены не только клубовцы -2классы, но и читатели 1 классов. Концертный зал был оформлен праздничным убранством: белая скатерть, самовар, блины на столе. А за столом бабка и дед. Весёлая композиция «Широкая Масленица»  встречала гостей праздника. Первая часть была отведена рассказу о том, как празднуют Масленицу, какие существовали традиции, какое название имеет каждый из дней масленой недели. Знакомство с ансамблем «Звонница». Ребята услышали эпизоды праздничного гуляния Масленицы: встреча, угощение, выезд Масленицы, угощение блинами. Эта удивительная и замечательная композиция основана на песенно – литературном материале украсила наш праздник.  Во время масленичного гуляния добры молодцы  выясняли кто же самый сильный, ловкий и выносливый. Настала и нам пора поучаствовать в молодецких забавах. Ведь на Руси ни один праздник не обходился без игр и забав. С весельем и азартом играли в игры «Горячий блинок», «Ручеек», перетягивали канат, отгадывали загадки. А если загадку не отгадывали, то давали задания: не сказал отгадку, пляши вприсядку. А еще пришлось нашим гостям (учителя) прыгать зайчиком, петь, мяукать и кукарекать. Что всех развеселило еще больше. А ещё водили хороводы. Вспоминая обо всех обрядах, не забыли о самом главном: угощение блинами.  Вкусных и румяных! Уходили все сытые и довольные собой, игрой и знаниями, которые получили на празднике.

К заседанию была оформлена книжная выставка «Здравствуй, Масленица»

С разделами: «Как празднуют Масленицу», «Царь стола – блин», «Молодецкие забавы».  29 наименований  размещены на этой выставке. Беседа у выставки – информация о том, как проводил русский народ последнюю неделю перед великим постом и как веселились. А ещё вкусные рецепты блинов.

 

25 апреля прошло заседание клуба «Ковчежек» «Дорого яичко ко Христову дню» -16 человек. Речь шла о том, почему славянские народы называли Пасху «царем дней»,  в чем смысл этого праздника, какие традиции, обряды проводились накануне праздника и пасхальной ночи. Изготовление пасхальных подставок для яиц, курочек и цыплят, корзинок – тема этого урока. Пасхальные украшения ребята делали для своих родных: бабушек, мам и пап в качестве подарков.

Книжная выставка «Секреты обычных вещей» была оформлена к  заседанию клуба «Ковчежек». Выставка включала три раздела: «Зеркальная история», «У дождика внутри», «Секреты наших удобств».  Заседание клуба прошло 13 мая.

 С самого раннего детства каждого из нас окружает мир вещей и предметов, существование которых нам кажется само собой разумеющимся.

А ведь без многих из них просто – напросто разрушился бы привычный нам уклад современной жизни. Готовя обед, мы ставим на плиту кастрюля, чиркаем спичкой и зажигаем газ; садясь за стол – берем в руку ложку и даже не задумываемся, что когда – то ни плиты, ни спички, ни кастрюли, ни ложки не существовало на свете. Всё это придумал – изобрел – человек.

Рассказ о каждом предмете начинался для ребят с загадки о нем. А затем он появлялся из сундучка.  А дальше ребята узнавали об истории его появления. Раздел «Секреты наших удобств» поведал о таких предметах,  как книга, ручка, мыло, расческа, свеча, ножницы, ложка, утюг.  А еще ребята узнали: откуда появилось зеркало, кто придумал зонт, и для чего он служил. На заседании ребята узнали о простых, по сути, изобретениях, но таких нужных и важных в нашей жизни, без которых нам трудно обойтись.

 

Заседание клуба «Ковчежек» было посвящено истории русского костюма. Тема: «И в мир и в пир».   На посиделках разговор шел о русском народном костюме – мужском и женском.

Каким был традиционный костюм, из чего изготавливали вещи,  различия гардероба богатого и бедного, женщины и девушки.   Какую обувь носили,  какие головные уборы. Для закрепления данной темы, ребята определяли по карточкам предметы и давали объяснения. Что такое понёва, треух, кика, порты и т.д.

Отгадывали загадки о различных предметах русской одежды. Лучше всех справились Меренков Влад, Стариков Алёша, Чикова Соня, Харлап Даша. К заседанию была оформлена книжная выставка и слад – беседа. Присутствовало  18 человек. 

 

Заседание клуба «Ковчежек»  прошло по теме «Игрушка не балушка». Познавательная игра началась с мелодии «Коробейники» и  с загадки:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть.

Может три, а может шесть –

Разрумянилась немножко,

Это…русская матрешка.

Ребята узнали истории русской матрешки и её прародительнице – японской Фукурумы.

 Звучит новая мелодия «Барыня» и появляется дымковская игрушка. И рассказанная история о каргопольской и дымковской игрушки из глины. А еще дудки, свирели и рожки, с  которыми не только развлекались, но и знакомились с народной музыкой. Самой распространенной была кукла. Это и тряпичная, соломенная, глиняная и деревянная.  Слайд «Жила – была игрушка» помог ребятам увидеть и узнать много интересного о русских народных игрушках. - 24 октября.

 

К каждому заседанию оформляются выставки или книжные полки, где можно найти дополнительную информацию. Используем иллюстрации, репродукции картин, фотографии. В библиотеке оформлена постоянная кн.в. «Путешествие в старину», которая обновляется новыми материалами из новых журналов. Ведутся тематические папки:

*Во горнице, во светлице

*Свадебные обряды

*Как твоя фамилия

*Хлеб всему голова

*Как ели в старину

*Пасхальные фантазии

*Самовар - чайный генерал

*Как на масленой неделе

*Русская народная игрушка

*История вещей

*Слово Божие

Постоянно пополняется тематическая картотека «Мудрость народная»

Детям нравиться приходить, участвовать, слушать и узнавать об истории и культуре русского народа. Ну а мы в свою очередь создаем атмосферу любви, добра и радости.

Справочно – библиографическое  обслуживание

Терентьевская детская библиотека

 

Выполнение справок:   -225          

Тематические - 80

 Адресные - 86

Фактографические - 15

Уточняющие -8                                 

По краеведению -36     

 

В 2011 году в библиотеке велись и пополнялись картотеки журнальных статей,  методическая катотека.

А также тематические:

«История вещей»

«Планета людей в опасности»

«Писатели детства»

 

Пополнение картотек  проводится при поступлении новых журналов.

 

Выставочная работа

Традиционно большое внимание уделяется организации книжных выставок, которые являются визитной карточкой библиотеки.

За отчетный период в детской библиотеке было оформлено книжных выставок – 32

Из цикла «С днём рождения, писатель»:

1.  «Доброе слово поэта»-  75 лет Бересневу А.М. - январь

2.  «Солнце русской поэзии»- Пушкину А.С. - февраль

3.  « Талант, отданный детям» - 105 лет  Барто А.Л.- февраль

4.   «Слово правды и добра» - 170 лет Суриков И.З. - апрель

5.   «Жил – был мальчик» - 120 лет Волкову А.М. -июнь

6.  «Талант светлый и добрый» - 105 лет Воронковой Л.Ф.

7.   « Я пишу для того, чтобы вы научились быть счастливыми» - Крюковой Т. Ш.

8.«Ты ещё не видел чуда» -80 лет Сефу Р.

 

Выставки из цикла «Такие разные животные»

* «Жил – был жираф»  -         январь

* Лев – царь зверей -             март

 * Дитя подземелья – крот    июнь

 *  Волки – звери лесные       сентябрь

 * Какие они – слоны?             октябрь

 

Выставка – сувенир «Пасхальные фантазии»

 

Выставка – вернисаж: «Мир расцветает чудесами» -Билибину И.Я.

Выставка – совет «Весёлый карнавал»

Выставка - ретро «Открытые письма с настоящими чувствами»

(О старых новогодних открытках)

Выставка – викторина:

1. «Где каша, там и наши»

2. «Назвался груздем – полезай в кузовок»

3.«Нам жить и помнить»

Каждая из названных выставок позволяет активизировать читательский спрос, расширить репертуар спрашиваемых книг, привлечь внимание к новым именам и неизвестным раннее произведениям.

 

В 2011 году были проведено Дней информаций – 3:  1. «Остров спасения» 2. «Светлое Христово воскресение»  3.«Чудесный праздник – Новый год»

При поступлении новых книг проводятся обзоры.

22 марта читателей ждала выставка – развал «Новые книги». Каждый читатель мог найти и узнать о поступивших книгах и об их авторах из обзора «Знакомьтесь, я новая книга».  Новые  книги нашли своих читателей: любителей детективов, фантастики, сказок и романов для девочек.

 

На групповом информировании  состоят учителя средней школы -1,

на индивидуальном ученики – 15 человек. Их информирование осуществляется 1 раз в квартал.  Выдано 59 книг.  12 тем , 45 оповещений.

Групповое информирование осуществляем в начале года по юбилейным датам писателей, поэтов, композиторов.  10 тем, 33 оповещения, 59 источников.

Традиционной формой справочно – библиографического обслуживания являются тематические картотеки журнальных статей. Вниманием читателей пользуются и тематические папки. Их у нас 64. По разным отраслям знаний: музыка, история, искусство, экология и т. д. Выполнять справки и запросы помогают нам и картотеки журнальных статей  и тематические папки.

Традиционно большое внимание уделяем таким формам как беседа, их было за отчетный период – 35,  обзоров – 10.

 Составление и показ слайдов - это новое в нашей работе. Такая  форма  призвана эмоционально, воздействовать на читателя, и привлекать его внимание на книги, творчество поэтов, писателей. Для маленьких читателей  приемлема такая форма работы как громкое чтение. И их было более 15 раз за отчетный период. Это знакомство с военными рассказами, со стихами, книгами новых авторов.

 

Работа с детьми

 Что и какие книги читать ребёнку, как поддержать интерес к чтению – эти вопросы волнуют и родителей и учителей и нас.

Рядовой читатель нашей библиотеки посещает её от одного раза в неделю до одного раза в месяц. Начальная школа чаще. Читатель приходит в библиотеку взять интересный журнал, (не многие родители имеют возможность выписать периодику) книгу, подготовиться к урокам, написать реферат и просто пообщаться.

Надо сказать, что интерес к чтению снизился.  На вопрос к читателям «Что мешает чтению?» Отвечают: «Нехватка времени», «Много задают уроков», «Есть дома интернет».

На чтение для «души» есть только каникулы.

 

Состав читателей  по возрастам:

Дошкольники - 62

По классам

1 - 55

2 – 42

3 - 43

4 - 46

5 – 33

6 – 45

7 – 39

8 – 43

9 – 35

11 - 6

Студенты – 8

РДЧ – 16

Прочие - 31

Итого: 504

 

2.1.Количество детей до 15 лет – 443

Количество читателей  (всего) –504

 % охвата детского населения  -

Количество дошкольников – от 0 –до 7 лет – 238 детей

От 4 до 7 – 92 ребёнка в селе  

Фонд – ?

Количество жителей в селе – 2850

Количество читателей детей – 436

 

 

2.1.1. Число читателей не уменьшилось за счет читателей дошкольников и читателей - детей приезжающих на каникулы. Хотя количество учащихся уменьшилось. Чтобы привлечь читателей дошкольников – проводятся акции «Запишите своего ребенка». Обзваниваем родителей, проводим беседы о пользе раннего привлечения  любви ребенка к книге. Проводятся экскурсии для первоклассников.

 

2.1.2. Книгообеспеченность на одного жителя составляет ----!

На одного читателя ---!

Средняя дневная посещаемость ---

Обращаемость фонда   -----

2.2. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ

 современного ребенка:

 К сожалению, у современных школьников тяга к чтению невелика. Причины известны: дети большую часть времени просиживают за уроками, в свободное время за компьютерами, телевизорами. Слушают музыку. Чаще предпочитают книге общение, дискотеку.

Любознательный, владеющий компьютером, импульсивный. Чтение преобладает – деловое - (среднее и старшее звено)

Читатель начальной школы – не умеющий пересказывать текст, не запоминающей его и не читающий большие тексты.  Дети, с детства посещающие библиотеку, читают разные по жанру книги, участвуют в конкурсах, викторинах. Активные!

 

2.2.1. Жанрово – тематические предпочтение – фантастика, детективы, фэнтези, сказки,  стихи детских писателей.

Среди дошколят спросом пользуются стихи: А.Барто, К.Чуковского,  Р.Сефа, А. Усачева.  Сказки: Пушкина, Андерсена, Д. Родари, Ш.Перро., Линдгрен А.

Современная: Носов Н., Драгунский, Пивоварова И., Чаплина В.,  Крюкова Т., Коваль Ю., Дружинина М.

Зарубежная: Дж.Роулинг, Ф.Бернет, Д.Лондон,  Д. Дефо

Среди любимых читателями можно назвать: Пушкина А.С. «Повести Белкина», А.Линдгрен  «Приключение Эмиля из Лённеберги», М. Додж «Серебряные коньки»,  книги сестер Воробей, А.Иванов, А. Устинова серия «Детские детективы», серия книг «Сталкер»

 

2.2.3.Фонд нашей библиотеке соответствует спросу взыскательного читателя. На разную тему и вкус можно найти книги исторические, классику, много энциклопедий, фантастики, детективов. 

 

«Статистический анализ массовых мероприятий»

Форма мероприятия

Количество мероприятий

Посетило человек

Всего

% от общего кол-ва

 

Акция

5

 

240

Бенефис

 

 

 

Беседа

30

 

688

Вечер

1

 

66

Встреча

 

 

 

Выставка

10

 

125

Дебаты, дискуссия

 

 

 

Занятие кружка, клуба

5

 

140

Игра, конкурс

5

 

174

Композиция

 

 

 

Конференция

 

 

 

Круглый стол

1

 

100

Лекция

 

 

 

мастер-класс

2

 

60

Обзор

10

 

269

Посиделки

 

 

 

Праздник, театрализованное представление

4

 

290

Презентация

 

 

 

Ток-шоу

 

 

 

Тренинг

 

 

 

Урок

3

 

125

Утренник

 

 

 

Час

19

 

443

Экскурсия

3

 

97

викторина

8

 

200

Громкое чтение

12

 

210

экочас

6

 

147

Творческий отчет

1

 

80

Обсуждение книги

3

 

60

День информации

День краеведение

3

 

123

Слайд -беседа

5

 

210

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

всего

139

 

3847

 

 

Работа с дошкольниками

Любовь к книге и чтению надо прививать задолго до того, как малыш научиться самостоятельно, читать.  Ученые утверждают, что на сегодняшний день лишь чтение можно назвать самым доступным и главное по - настоящему эффективным способом развития интеллекта.  Поэтому, мы считаем,  что нужно развивать традиции семейного чтения, духовно соединяющие детей и взрослых. Важно объяснить родителям, имеющим детей дошкольного возраста, именно в этот период развивается любовь к книге. Библиотека практикует  встречи с родителями, где дает советы: «Как привить любовь к книге». На вопрос «Читаете ли вы книги вместе с семьей?» многие отвечают «Очень редко или никогда».  «Время читать всей семьей – это лучшее время» такую акцию мы провели в октябре. В итоге которой записалось 13 семей.

А также проводим индивидуальные беседы с родителями,  при личной встречи или по телефону. Помогаем подобрать интересные книги, интересуемся, какими литературными жанрами увлечен их ребенок.

«Все родители хотят, чтобы их дети были умными, добрыми, счастливыми. Как этого достичь? Читать книги!  Научные исследования доказывают, что чтение вслух малышу стимулирует их умственное развитие, чтение вслух помогает познавать мир и себя. Любовь к чтению не является врожденной. Приобщить ребенка к  книге, можно только читая ему каждый день. И если вы согласны с нами - приходите с ребенком в детскую библиотеку.» С такими  словами мы обращались  к родителям дошколят, приглашая их в книжный дом. На сегодняшний день записано 62 дошколёнка. И все это результат акции «Первый раз в библиотеку».  Записавшимся семьям были вручены информационные листы «Читайте с детьми». –декабрь.

 

 

Работа с семьей

 

Для молодых мам и пап в библиотеке оформлена книжная полка «Азбука для родителей».

На ней  представлена информация о психологии детского чтения, как осчастливить малыша чтением, что читать дошкольникам и младшим школьникам, как приучить ребенка к чтению.

Для родителей оформлены тематические папки: «Как увлечь ребенка книгой», «Мой кроха и я», «Здоровье вашего ребенка», «Воспитываем ребенка».

При первом посещение детей с родителями, проводим экскурсию под девизом «Библиотека – волшебное место, где книгам не скучно, где вам интересно».

В мае была оформлена выставка и проведен обзор по теме «Книги на все случаи жизни» - по воспитанию детей.

1 июня ежегодно проводим праздник Детства, куда приходят и дети и взрослые. Конкурсы, игры, викторины, где можно участвовать всем.

Из 511 читателей пользуются семейным формуляром 25 семей.

Самые активные и неравнодушные семьи: Газизовы,  Авдюхины,  Андрияновы.  Которые не только активные читатели, но и помощники и дарители. Так, Светлана Борисовна Авдюхина в этом году подарила библиотеке книги, поделки к Рождеству и Пасхе.

  Создание комфортной среды общения, информационное обеспечение семьи являются неотъемлемой частью нашей работы.

 

 

Задачи и содержание работы Терентьевской детской библиотеки

                                                                      

Основной задачей в работе на 2011 год  стала юбилейная дата -70летие начала войны. Ряд мероприятий были посвящены этой дате. Весь материал был привязан к местному краеведческому материалу.  Так, если проводились Дни воинской славы, то обязательно использовалась информация о тех односельчанах,  которые участвовали в той или иной битве. В 2011году были проведены разные мероприятия по содержанию и форме.

 

Тема патриотизма способствовала углублению знаний о Родине, чувства гордости за достижения своей страны, уважение к историческому наследию.

Краеведческая работа – одно из направлений в нашей работе.

Работа по этому направлению была неразрывно связана с историей и историческими событиями нашей страны, области, района.

В течение года собирали материалы краеведческого характера, пополняли краеведческие картотеки и папки-досье «Дела и люди нашего района».

Знакомили юных читателей с историей области, района, села, с его лучшими людьми, через различные формы, как информационных, так и массовых мероприятий с использованием местной периодики. Цель их: воспитание у читателей чувство гордости и уважения за военные подвиги участников войны, тружеников тыла, детей войны. А ещё сохранить память об истории района, села и его людях. 

Экологическое просвещение – еще одно из направлений в работе библиотеки.  Цель этой работы: приобщить детей к миру природы, знакомство с животным и растительным миром через книжные выставки, беседы, обзоры, экологические часы. Проведение различных акций: «Добрая зима»,  Цель этого мероприятия: познакомить с птицами, зимующими в нашем регионе, привить любовь и заботу о братьях наших меньших. А листовки – обращения, которые раздавали на улице, заставят взрослых позаботиться о птицах, испытывающих голод в зимний период.

Ещё одна из задач, поставленная в 2011 году – это формирование устойчивого интереса к творчеству поэтов и писателей, композиторов. Целый цикл книжных выставок «С днём рождения, писатель»  был посвящен юбилейным датам.

Главной задачей в нашей работе – создание для читателей благоприятной среды развития, формирование потребности в чтении, организации духовно наполненного досуга. В летние каникулы на базе детской площадки проводятся различные мероприятия познавательно – игрового характера. См. отчет по месяцам

 

Была продолжена работа по духовно – нравственному воспитанию через клуб «Ковчежек» по плану. С этого года набран новый состав.

 Свою миссию мы видим в том, чтобы стать информационно – образовательным звеном,  где каждый может получить полную, оперативную и  необходимую информацию.  

 

 

Цифровые показатели за 2011 год:

Книговыдача –

Социально – эконом. –

Естествознание –

Техника –

Сельское хоз. –

Искусство -

Художественная –

Детская –

По краеведению

Журналы по отделам:

6-

2-

3-

84-

Д –

Газеты:

6 –  экземпляров

Посещения –

Читателей -

 

 

Отчет о работе службы

«Детский адвокат»  за 2011 год

В наше время много говорится и пишется о необходимости знаний каждым человеком своих прав. Мы - граждане правового государства. И защищенным может чувствовать себя лишь тот, кто знает свои права и выполняет обязанности. Неслучайно 3 ноября 2005. при Терентьевской детской библиотеке была открыта служба «Детский адвокат».

Информационно-юридическая служба «Детский адвокат» смысл своей деятельности видит не в проведении юридических консультаций, а в правовом просвещении детей и подростков сел Терентьевской сельской  территории. Для этого используются различные информационные формы работы через книжные выставки, объявления, буклеты. В своей работе мы используем периодические издания по правовой тематике. Библиотека выписывает  газету «Опасный возраст». Надо отметить, что газета пользуется особым вниманием: яркое оформление, стиль, темы, язык заметно выделяют газету из других правовых изданий.

В библиотеке оформлена книжная выставка «Очень важные права», на которой представлена литература юридического характера и художественные произведения, в которых затрагиваются правовые вопросы: О. Данилов «Именем закона», А. Безуглов «Встать! Суд идет», А. Усачев «Приключения маленького человечка», Е.С. Шабельник, Каширцева Е.Г. «Ваши права».  В этом году в библиотеку поступили книги правовой тематики.  Автором которых является Астахов П.А.  «Я и государство», «Я отдыхаю», «Я и улица». Очень понятные и доступные юному поколению, интересующимся своими правами. Пополняются папки, альбомы, темы которых «Твои права», «Советы адвоката», «Служу России», «Календарь знаменательных правовых дат», «Школа безопасности», «Ребенка защищает адвокат». Создана картотека «Дети и права», состоящая из газетных и журнальных статей. Собирается фонд сценарного и методического материала на заданную тему.

С помощью литературы мы тактично и ненавязчиво раскрываем мир подростков, помогаем им найти свое место в жизни, решить волнующие их проблемы, помогаем разобраться в самих себе.

Для решения поиска решения нравственных проблем мы используем различные формы: беседы, уроки добра,  толерантности, слайд – беседы.

Сделать библиотеку вторым домом для детей из неблагополучных семей, окружить вниманием и заботой, помочь сделать уроки, привлечь к мероприятиям, чтобы эти дети со временем не попали в разряд трудных – является еще одной из задач службы «Детский адвокат».

 

В 2011 году совместно были проведены мероприятия для разной категории читателей.

Так 15 марта ученики 6, 7, 8 классов (100 человек) были приглашены на круглый стол в актовый зал школы. Его тема «Подросток и закон». На встрече присутствовала Скрябина Татьяна Владимировна – старший участковый  Терентьевского пункта милиции. Всем известна истина – незнание закона не освобождает от ответственности.  Статистика неутешительна: Россия занимает второе место  по числу детей, находящихся за решеткой. И тема этой встречи болезненна – конфликт подростка с законом. Старший участковый рассказала, как обстоят дела с правонарушениями  у нас в районе и селе. А затем познакомила с основными понятиями,  изложенными в Кодексе РФ «Об административных правонарушениях»: виды административных наказаний, формы вины. Ознакомившись с нормами административной ответственности, дальше шел разговор о мире уголовного права.  Такие знания необходимы каждому подростку т.к. большинство и не предполагают, что многие «детские шалости» государство квалифицирует понятиями уголовного права.  Много вопросов задавалось ребятами о том: что грозит за появление в нетрезвом виде, за мелкое хищение, за ложный вызов или телефонный звонок о заминированном здания и т.д.

 

Слайд - презентация «Как не преступить закон и не стать жертвой преступления» была интересна тем, что затронула такие вопросы: с чего начинается «преступная карьера», основные причины подростковой преступности, какое преступление самое распространенное, как не стать жертвой преступления. Рассматривались и такие ситуации: ты взял плеер без ведома владельца вещи,  отобрал телефон, разбил стекло.    Как смотрит на эти «шалости» уголовный кодекс,  и что вам и вашим родителям за эти проступки будет.  К некоторым ситуациям давала комментарии и  сотрудник милиции Скрябина Т.В.

Каждый человек выбирает свою дорогу в жизни, своё место, окружение. От каждого зависит, какая у него будет семья, город, страна, друзья.

Встреча за круглым столом закончилась строками из стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя» и пожеланием дружить мальчишкам и девочкам с законом.

Надо отметить, что разговор по данной теме был не безразличен. Задавалось много вопросов на интересующие темы ребят. И на все вопросы был дан ответ сотрудником милиции.

 

Час права «Просвещение законом» был проведен 8 апреля с 8б. Присутствовало 22 человека. Говорят: « От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Не нужно думать, что нас никогда не задержат и не обвинят в совершении преступления. Это может случиться с каждым. Даже не нарушив закон, мы можем стать жертвой обстоятельств.  И только знание своих прав, обязанностей помогут нам не поддаться на чужие манипуляции. Какими правами обладает человек, если вызывает или задерживает милиция, что будет, если не явиться по повестке, как вести себя в кабинете следователя? Об этом и многом другом ребята узнали на этом часе права

1 июня  юные жители села были приглашены на праздник, посвященный  Дню защиты детей  с общим названием  «Здравствуй, солнце и лето».    Погода внесла коррективы - дождь и еще отсутствие электричества в клубе стали причиной переноса проведения праздника в актовый зал школы. С самого утра возле школы звучали весёлые детские песенки.  Открыли праздник литературно - музыкальной композицией «Мы встречаем праздник лета». С приветственным словом поздравления и краткой историей праздника,  -50 лет как было принято решение о  проведении Дня защиты детей – обратилась  ведущая Ульянова А.М.

 

 

На праздниОпрос, проведенный в ходе праздника,  позволил узнать, что на него собрались ребята дружные, умные, начитанные. И в этом мы убедились: конкурс загадок «Здравствуй, лето» прошел на «Ура».  У наших ребят было замечательное настроение – они пели, шутили, играли. И всё это они делали в необычной игре «Последний герой». Пройдя отборочный тур, десять участников  пожелали испытать себя в нелегких состязаниях.

Две команды «Черепахи» и «Крокодилы» в первом задании строили лодку пирогу, затем они  попали на остров Кука.  Уважая обычаи аборигенов,  команды должны были станцевать туземский танец, собрав как можно больше танцующих среди болельщиков.  Следующим заданием для команд стала эстафетная игра - бег с мячом, а затем после трудного состязания приглашение  спеть песни у костра. Отдых закончился – пора подумать о дальнейшем пребывании на острове. Принимается решение командам  построить дом необычным способом: надеть боксерские перчатки и выстроить из кубиков дом башню.  В ходе прошедших конкурсов выясняется, что из двух команд осталось только пять героев. И вновь задание: нужно отправить весточку домой - голубиной почтой – сделав его из бумаги. Ребята запускали их, а зрители определяли, у кого дальше улетит.  Самым последним стало задание у двух игроков: собрать как можно больше сокровищ. А ими были заколки, часы, цепочки, колечки и т. д.  Митичкиной Ольге удалось собрать на два сокровища  больше, чем   Белоусову Владу.  И она стала «последним героем». 60 человек стали участниками и зрителями праздника, и каждый ушел со сладким подарком домой. Помогали проводить праздник работники ДК - Прохоровы Эльвира и Александр.

Ко дню России в актовом зале музыкальной школы прошла викторина «Загадочная Россия».  Но сначала ребята узнали историю праздника. Чем  богата и примечательна наша страна, сколько национальностей проживает на её территории. О главном богатстве – людях.  Их имена. Кто приумножил славу нашей страны: Ломоносов, Менделеев, Репин и т. д.  Назвали и главные символы России. И ответили на вопросы: что такое герб и где его можно увидеть, кто автор гимна вспомнили последние слова в припеве гимна, что означают цвета на флаге.

Особенно активно отвечали на вопросы «Самое, самый, самая…» Например: Самое русское дерево. Самое глубокое озеро. Вопросы были и о песнях, еде, сувенирах, животных. 30 вопросов о том, чем можно гордиться нам своей страной. Вспоминали слова, которые ассоциируются со словом русский: душа, характер, язык и т.д.

В этот день был проведен вопрос – опрос «Если б я был президентом».

Очень интересные мысли и идеи высказали мальчишки и девчонки.

А фото на память со словами «Мы – будущее России» стало заключительным моментом этой встречи – 70 человек.

 

Очень часто в своей работе и такую форму работы, как громкое чтение. С удовольствием и интересом слушают наши читатели книгу Андрея Усачева «Приключения маленького человечка», с тем, чтобы узнать, что такое «Всеобщая декларация прав человека».

Час информации «Гордо реет флаг России»  был приурочен ко Дню государственного флага.  Цель часа: познакомить читателей с историей флага, расширить кругозор в области символики, воспитывать любовь к своей стране. Читатели узнали о том, кем и когда был введен « бесик», что обозначают  его цвета, и  что означает слово «флаг» и в каком году был возвращен исторический трёхцветный флаг. Где можно увидеть Государственный флаг. На каких зданиях нашего села развевается флаг   -22.08. (15 человек)

 

Для 2 «А» класса был проведен урок права «Права на всякий случай».

Что такое «правило», а «право»? А какие обязанности у второклассника? Задача этой беседы в том, чтобы ребята смогли понять, как нужно вести себя, а как нет, каким быть человеком, и каким строить мир вокруг себя, осознать, что есть добро, а что есть зло.

 

Для групп читателей библиотеки был проведен цикл бесед, задачами которых является формирование внимательного и бережного отношения друг к другу, умение разрешать конфликтные ситуации.

«Спор не ссора», цель беседы: научить разрешать конфликтные ситуации. Не раз ребята оказываются в ситуации спора, чем выше тон спора, тем больше спор напоминает ссору. Именно такая ситуация произошла с героями рассказа В. Драгунского «Удивительный день». Ребята не только прослушали этот рассказ, но и активно включились в его обсуждение.

Или беседа «Дал слово – держи его», цель этой беседы: убедить ребенка, если дал слово, то нужно его сдержать, а как это сделать? Свою беседу мы начали с чтения рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».

 

В своей работе мы используем игровые формы. Так читатели 6 «А» класса были приглашены на литературно-правовую игру «Жили-были, да права забыли». Игра проходила по принципу игры «Морской бой». Все вопросы строились на основе сказок. Для проведения этого мероприятия был использован журнал «Читаем. Учимся. Играем» № 3 2002 г. (21 человек)

 

В октябре читатели 5-6 классов были приглашены на Урок доброты «Добрым быть совсем непросто», целью которого стало дать обобщенные представления о доброжелательности, внимательности, сочувствии, как основе общения с одноклассниками. Урок доброты мы начали с того, что выяснили взаимосвязь однокоренных слов: добро, доброта, доброжелательность. Приводили примеры добрых поступков – таков круг вопросов для пришедших на Урок. Эмоционально усилило эффект от беседы и музыкальное оформление: звучали песни о добре. Разыгрывались сценки, ситуации – «В автобусе», «Случайный звонок» и т.д. Предлагали ребятам высказывать свое мнение, все единогласно решили, что совсем нетрудно следить за своим поведением, уметь дружить и не стесняться быть добрыми и вежливыми. (45 человек)

Урок добра  «Добру откроется сердце» прошел в библиотеке 24 октября. На него были приглашены 3 и 4 класс. На уроке доброты мы говорили об этике человеческих отношений. Об отношении людей близких, знакомых, в семье, в классе.  Что такое доброта и доброжелательность. Что необходимо, чтобы быть доброжелательным. О значении этих слов в жизни каждого человека.

Размышляли над изречениями и пословицами о добре и зле.

Вспоминали словосочетания со словом «добрый». Разыгрывали жизненные и житейские ситуации «Что такое хорошо и что такое плохо» Прочитали отрывок из рассказа «Вова из Очамчири» и проанализировали его.  Прошлись по улице добрых слов. Складывали рассыпавшие поговорки о добре. И пришли к общему мнению: добрыми и вежливыми не рождаются, ими становятся.

Всё чаще можно слышать матерные слова из уст подростков. Поэтому эта тема была выбрана неслучайно.

Урок толерантности и слайд – беседа «Мат не наш формат» был проведен в школе с 7-8 классами. Использован материал Трудармейской библиотеки. (80 ребят)

 

 

 

В нашем селе, как и в стране статистика правонарушений несовершеннолетних не уменьшается, а растет. Поэтому особое внимание уделяется темам, которые призваны предупредить этот рост и настроить ребят на более ответственное поведение в обществе. Так были проведены: час информации «Я, ты, он, она» в ноябре. (25 присутствующих)

 

За отчетный период было проведено 12 мероприятий:

1.Круглый стол   - 15 марта (100 человек)

2.Слайд – презентация «Как не преступить закон и не стать жертвой преступления»

3.Час права «Просвещение законом» - апрель (22 человека)

4.День защиты детей  «Здравствуй солнце и лето» -  1.06. (60 человек)

5. Викторина «Загадочная Россия» -  12 июня (70 ребят)

6.Час информации «Гордо реет флаг России» - 22 августа (15 чел.)

7. Урок права «Права на всякий случай» -18 чел.

8. Литературно – правовая игра «Жили – были да права забыли» -21 чел.

9.Урок доброты «Добрым быть совсем не просто» -45 чел.

Урок добра «Добру откроется сердце» -49 человек

11.Урок толерантности «мат – не наш формат» -слайд –беседа – 80 человек

12. Час информации «Я, ты, он, она» - 25 человек

 

Посетило мероприятий -   505 человек

Выполнено справок  -19

Взрослым -10 (право -7) 

Детям- 9

Право – 5

Права ребенка-  6

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".