Отчет Чапаевской библиотеки за 2011 год

Отчет Чапаевской библиотеки за 2011 год

 

Фото к отчету

 

Отчёт за 2011 г. по работе с детьми

1.4Технические средства

 

Всего

транспорт

 

ПК

 

Сканер

 

Ксерокс

 

Многофункциональное

Устройство

(принтер+копир)

 

    1

Проектор

 

Экран

 

Телевизор

 

Видеомагнитофон

 

Аудиомагнитофон

 

Аудиопроигрыватель

 

 

 

Музыкальный центр

 

Караоке

 

Другое

 

 

 

 

2. Работа с читателями – детьми.

    2.1. Основные цифровые показатели  библиотеки.

Количество жителей

Кол –во

детей до

15 лет

Кол – во

читателей

% охвата

детского населения

Кол –во

читателей

По ЕРК

% охвата

детского

населения

Ф.29

           406

    73

    64

     87,6

 

 

 

2.1.1. Уменьшилось  число читателей в библиотеке , так как уменьшилось число детей.

2.2. Читательский портрет современного ребёнка.

Состав читателей  по возрастам.

 

 

 

Дошкольники

18

По классам

 

                               1                                            

6

                              2

8

                              3

2

                              4

5

                              5

2

                              6

3

                              7

8

                              8

4

                              9

8

                            10

 

                            11

 

Студенты

4

РДЧ

 

Рабочая  молодежь

24

Прочие

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1. Жанрово – тематические предпочтения читателей.

Читатели младших классов предпочтение отдают лирическому жанру. Среди  них популярной стала книга «Лучшие сказки и стихи», « Новогодние стихи», « Стихи и рассказы  о маме». Мальчики средних классов  предпочитают книги детективного характера. Девочки средних   классов  читают романы и повести о первой любви, по экологии, об исторических  героях.

2.2.2. Популярные  книги:

1.Роньшин В.М. Охота за Красной шапочкой.- М.: « Махаон»,2010.- 272с.,ил.

2.Роньшин  В.М.Операция «Спящая красавица»: Повесть.-М.: «Махаон»,2009.-256 с.,ил.

3. Дауэр Л. Секретные материалы Медисон Финн. Веб – победители.-М.: «Омега»,2008.- 160 с.

4. Лучшие сказки и стихи для малышей. –М.: «Планета детства»,2009.- 256 с.

5.Леванова Т. Море , мечты, Марина и её рыбки.- М.:Эксмо, 2008. – 192 с.

6.Секрет потерянного королевства: в 10 ч. ч.5. Книга  Судьбы.- М.: Эгмонт Россия лтд, 2010.

7. Щеглова И.В. Рыбы. Свидание с мечтой: Повесть.- М.: Эксмо,2009.- 160 с. (Любовь под знаком Зодиака)

8. Вознесенская Ю.Н. Юлианна, или Игра в « Дочки-  мачехи».- М.: Яуза – пресс: Эксмо: Лепта – книга,2010.-384 с.

9. Воскобойников В. Девочка, мальчик, собака: Повесть.- М.: Аквилегия,2010.- 224 с,ил.

10. Чепурина М.Ю. Свидание   с чужим парнем: Повесть.- М.: Эксмо,2010.- 160 с.-

(Летний роман о любви для девочек)

 

2.2.3. Нет новых книг по экологии, книги о поделках , по психологии, по педагогике. 2.4. Основные направления, приоритеты работы с пользователями.

- работа с дошкольниками.

    Для дошкольников провожу громкие чтения  сказок, книг К. Чуковского, А.Барто,

С. Михалкова, С. Маршака и другие. Инсценируем с ними сказки, басни Крылова.     А также для них ставим кукольные спектакли. Провожу познавательные игры, конкурсные программы, утренники.

- краеведение:

     Фонд составляет –

     Есть   Краеведческая картотека.

В картотеке собран материал по краеведению, в частности история прокопьевского района и кооператива « Степь».

Справочное  обслуживание

*общее количество выполненных справок – 53

* число отказов  - 13.

Выполнены библиографические справки по краеведению:

-  Подобрать стихи о Кузбассе. Запрос  поступил от Ленгевич К. , учащейся 5 класса.

Источник : Многонациональный Кузбасс. – Кемерово, 2003.

- Биография героя Соц. Труда Игнатьеве А.Н.. Запрос поступил от  учащегося

7 класса Дорогина Максима.

Источник : Книга « Во славу Отечества» (Игнатьев Алексей Никитич)

- Массовая работа.

Стремителен бег времени, уходят в прошлое годы и десятилетия. Но в памяти наших людей навсегда останется подвиг нашего героического народа, защитившего свое Отечество. Великая Победа, завоеванная столь дорогой ценой, навсегда останется в памяти благодарного человечества.  Провела  урок – реквием

«Салют и слава годовщине навеки памятного дня!».  Присутствующих информировала  о  тех событиях, которые происходили в нашем районе. Это обеспечение фронта продовольствием, снаряжением. Вовлечение в сельхозработы  женщин, детей и стариков,  о героическом труде тружеников тыла.

Женщины Сибири, как всей России совершали трудовые подвиги в тылу, а на фронтах воевали их сыновья , мужья, братья – гибли там. Мы сохранимся как люди. Пока сами храним память о великой Победе. Пока помним. Какой ценой досталась она народу.

    Провели час истории:    « От Руси до России» и  викторину «Государство Российское».

        Провели совместно с клубом час истории « От Руси до России». Рассказали об этом дне ,с какого года он отмечается, о символике, о царских династиях, о советском времени, о   современности, историю     

своего посёлка, о знаменитых односельчанах: Игнатьеве А.Н, Исменееве А.И., Макарове И.А.

        Оформила  книжную выставку « Ты, Россия, моя».

 

В краеведческой работе особое место занимает выставочная работа:

 

Оформлены книжные выставки:

1.09 Книжная выставка: « Район мой – гордость моя».

         Разделы:

1.  Главное достояние района.

2.  Памятью сердце богато.

3.  Щедрость родной земли.

4.  Здесь корни красоты и творчества исток.

5.  Спортивные  достижения.

6.  Пусть детский смех звенит.

 

2.09  Оформлена книжная выставка:  « Вот она какая, сторона родная».

          Цитата: « Я воспитан деревнею

                        У её родников.

                        Нет прекрасней, душевнее

                        Слова наших отцов…

                        С этим словом и памятью

                        И в несчастье светлей,

                        В бурю падает дерево

                        Без глубоких корней».

Используя различные формы и методы  в массовой работе и в индивидуальной беседе стараюсь поддерживать и развивать у читателей чувство гордости за историю своего края, своей деревни, своей улицы. Если мы сможем привить нашим читателям любовь к родной земле – это будет достойная награда за наш труд.

 

 

Поездка в Шарапский социальный приют для детей.

        Представили  чувашское песенное творчество, продемонстрировали национальные игры, пословицы.

        Рассказали легенду об истории переселения чувашского народа на берега реки Волги, об    особенностях алфавита, показали национальную  чувашскую сказку « Девушка на Луне».

 

                  Экологическое просвещение

Охрана природы стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик Земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше ? Ведь Земля- наш дом, нам здесь жить.

              Поэтому мы должны воспитывать экологическую культуру. Она результат диалога культурного человека с природой, почтительного, любовного, уважительного отношения к матушке – Земле, кормилице и страдалице нашей.

Она результат возрождения российских традиций сажать по весне деревья, очищать родники, вешать домики для птиц, просто сообща, по душевному порыву навести порядок вокруг дома, учреждений, посадить для души цветы, не бросать мусор.  Всё это мы выполняем. Приняли участие в акции « Посади дерево».

Рядом с библиотекой посадили  40 саженцев : яблоньки (дички) 30, 10  рябинок.

Сами съездили в лес за саженцами .  В порядок привели ограду библиотеки, посадили цветы, выполнили  фигуры лебедей из камеры и поросят из пластиковых бутылок. Территорию содержим в чистоте: убираем мусор, подметаем листья.

А также проводим различные мероприятия:

 

День птиц «Путешествие в Птицеград».

Познавательно-развлекательная викторина для учащихся. Присутствовало 19 человек.

О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Невозможно представить нашу Землю без птиц.В викторине приняли участие две команды: «Соловей» и «Жаворонок».«Соловей»:               

1.                 Васильева А.

2.                Зайцева Н.

3.                Клабукова А.

«Жаворонок»:

1.          Туктамышев С.

2.          Андреев К.

3.          Герасимов А.

 

1 конкурс - «Словесный портрет».

По краткому описанию команды называли птицу. Если участники давали неверный ответ -

отвечали болельщики.

 

2 конкурс – «Поэтический».

Ведущие зачитывали отрывки из стихотворений, команды называли автора.

 

3 конкурс – « Всё о птицах».

За 1 минуту каждая команда давала ответ на максимальное количество вопросов.

 

4 конкурс – « Подскажи словечко».

Командам необходимо было продолжить стихотворения.

1.  В лесу кукует птица.

Она назвать себя боится…

- Ку – ку , ку – ку! – Не спит опушка,

А птицу звать эту звать …( кукушка )

2.  Вещунья, белобока,

И зовут её …  (сорока)

 

5 конкурс - «Живой барометр».

Команды вспоминали народные приметы, связанные с птицами.

 

«Земля – наш дом» Игра – путешествие. Присутствовало 20 человек.

Цель: знакомство детей с наиболее интересными представителями животного и

        растительного мира.

        Проводится игра в форме путешествия по станциям. Команды получили маршрутные   листы, в которых указано, где и какой этап путешествия располагается , а также с какой станции начинается игра у каждой команды. На станциях каждой команде задавали по   3 вопроса, за каждый правильный ответ  в маршрутном листе помечали красным цветом        « +», а если команда не могла дать правильный ответ, то она отправлялась в консультативный пункт – в справочный отдел. Где команды производили самостоятельный поиск ответов в справочной литературе. Если команда находила ответ, то вновь отправлялась на этот этап и получала «+», но уже синего цвета. Победила та команда, которая быстрее   совершила путешествие и набрала больше красных «+» (2 синих плюса приравнивалась        к одному красному).

        Станция « Животный мир»

        Что означает название животного « гиппопотам»?

        Когда у белых медведей рождаются детёныши? И др. вопросы.

        Станция «Растительный мир»

        Что такое микология?

        Какое растение в Китае и Японии считается священным? И Др. вопросы.

        Станция «Гиннес – шоу»

        Как называется самая большая в мире лягушка7

        Какое животное живёт дольше всех?

        Станция «Экословарь»

        Энтомология.

        Смог.

        Станция « Мир птиц»

        Команды слушали голоса птиц и определяли чей это голос.

        Станция « Зоотеатр»

        Это самый весёлый этап. Здесь командам предлагалась изобразить животных, птиц,

        насекомых, при этом правильно передав их повадки и поведение.

        Участвовали команды :

        « Экологи»                                              «Вокруг света»

        Михалкина А.                                 Клабукова А.

        Васильева А.                                          Шабалина Ю.

        Туктамышев С.                                      Андреев К.

        Герасимов А.                                          Зайцева Н.

        Победила команда « Экологи».

 

 

 

«Лесовик и лесное царство» конкурсная программа.

        Присутствовало 25 человек.

        Приняли участие две команды:

        « Джунгли»                                                     « Мудрый дуб»

1.  Васильева А.                                              1. Андреев Р.

2.  Клабукова А.                                              2. Герасимов А.

3.  Туктамышев С.                                          3. Горбатов П.

 

Жил в одной сказке Лесовичок и заведовал он сказочным лесом. Следил он за тем, чтобы в том лесу никто порядки не нарушал. Заскучал Лесовик и решил провести

конкурсы на знание лесного царства.

1 конкурс « Корзинка Лесовичка». Пред детьми корзина с вопросами. Каждый

участник отвечал по очереди на вопросы.  Всего 10 вопросов.

Зелена, а не луг, бела , не снег, кудрява, а без волос. ( берёза).

2 конкурс  « Колокольчики».

Перед детьми плакат, на котором нарисована поляна с колокольчиками. Сосчитать, сколько же колокольчиков растёт на поляне. Какая команда быстрее это сделает.

3 конкурс  « Правда ли ….»

Лесовик отправил ребятам письмо, где задает им несколько вопросов.

Правда ли, что филин – злейший враг лисы? ( нет , они могут жить мирно рядом).

Победителем игры стала команда « Джунгли».

 

 

17.06 « Свет – берёза» викторина. Присутствовало 15 детей.

      Ребята отгадывали загадку о берёзе, отвечали на вопросы. Прослушав строки из      стихотворений великих поэтов отгадывали авторов этих строк. Всего было задано 25 вопросов. Ребята показали хорошие знания

Этой тематики. Победителем стала Васильева А.

 

 Литературно – познавательная игра « Ключ к загадкам природы».

     Присутствовало  14 детей.

Игра состояла из 4 категорий: « Цветы – наши друзья», « Во саду ли, в огороде»,

« Лесные тайны», « Люди и животные».

Участники игры по очереди называли категорию и номер вопроса. Каждый из них

Отвечал на 4 вопроса и получал жетон. Задания для каждой  категории были оформлены в виде ромашки , овощей ,зверей и деревьев.

Участники:

Герасимов А., Васильева А., Клабукова А., Михалкина А., Андреев К., Туктамышев С.,

Андреев Р., Горбатов П.

 

« Цветы – наши друзья»

1.  Какое свое произведение посвятил цветку Аксаков С.Т.?

2.  Какой писатель заставил  цвести подснежники в феврале?

« Во саду ли, в огороде»

1.  Как называется огородная история  о семейном подряде? ( Репка).

2.  Из чего делают манную крупу? (Высший     сорт пшеницы).

3.  Кабачок – это дыня или тыква? ( Столовая тыква).

На такие вопросы отвечали участники игры.

Победителями стали :  Михалкина А., Герасимов А., Васильева А.

 

 Игра – путешествие  « Кто в лесу живёт, что в лесу растёт».

 

 Присутствовало  15 детей.

Рисунок опушки леса; высказывания и пословицы о лесе; жетоны в виде листочков,

которые давались за каждый правильный ответ.

 

Поговорили мы с ребятами о насекомых и птицах, о животных. Многообразны у зверей образ жизни и поведение. У одних детёныши требуют длительного ухода, у других

сразу же после рождения могут следовать за матерью. Многие бодрствуют весь год.

А некоторые проводят в спячке почти полгода. Отгадывали загадки о животных.

Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у любителей природы вызывают жизнь и повадки птиц. Они привлекают причудливым оперением, пением, полетом и ,

конечно, загадочным образом жизни. Отгадывали загадки о птицах.

Загадки лесные и тайны бесконечны. Ведь кругом – удивительные чудеса.

 Много загадок у природы. И чтобы разгадать все её загадки, не  хватит всей

жизни. Но ориентироваться в лесу, знать растения, грибы, насекомых, безусловно надо.

 

Победителями стали : Васильева А., Клабукова А., Шабалина Ю, Владимирова К.

 

 

    Познавательная игра « Подружись с природой».

     Присутствовало 13 человек.

Отборочный тур.  Из выигравших сформировали две команды.

Первое задание « Что загрязняет природу?». Команды получили карточки с вариантами

ответов. Команды выбирали правильные ответы.

Второе задание « Пищевые цепочки».  Командам даны набор карточек. Надо было расположить их в порядке пищевой цепочки, начиная от низшего звена к высшему.

Третье задание « Что означают слова».Вспомнить значение различных экологических

Понятий. Даны термины – задача команд их расшифровать.

Четвёртое задание « Кто, где живёт?». На карточках написаны животные или растения

Задача – каждому животному или растению оказаться в своей природной зоне.

На оборотной стороне карточки команды писали среду обитания данного животного

или растения.

 

- Работа с одаренными детьми, трудными, незащищенными детьми.

 В библиотеку дети приходят не только за информацией, но и провести досуг. Они идут сюда за советом, за помощью, просто пообщаться, интересно провести  свободное время.

    Маленькие читатели получают в библиотеке первые навыки работы с книгой и периодическими изданиями, учатся пользоваться справочным аппаратом. Узнают о том, что читают сверстники, могут поделиться о прочитанном, принять участие в инсценировках сказок или басен, участвовать в игровых или конкурсных программах, утреннике, познавательных мероприятиях. Мероприятия  проводимые в библиотеке рассчитаны на детей  разных возрастов, поэтому носят комплексный характер.

    Разные  читатели посещают библиотеку, с разными запросами. Хочется рассказать  о Васильевой Арине, ученице 5 класса. Активная участница всех проводимых  мероприятий.  За год прочитала  98 книг разной тематики, разного жанра. Арина любит читать стихи ,  брала книги: Читаем я и мама, Стихи о Советской Армии, Стихи и рассказы о маме, Исаковский .Родина,

Лучшие сказки и стихи, Михалков . Лучшие стихи, Как хорошо уметь читать, Стихи А.Барто.  Поэтому при поступлении в библиотеку новых стихов информирую Аришу  о новых сборниках. А также девочка любит заниматься поделками, с нетерпением ждет прихода журнала «Мурзилка».   Предложила взять ей  книгу «Чудесные поделки», «Изделия из соломки».

Если не  может выполнить поделку, стараюсь помочь . Любит проводить

  с  дошкольниками игровые  программы или викторины, разучивает с ними танцы.

   Другая  юная читательница  Клабукова Аня учащаяся 2 класса прочитала 263 экземпляра литературы. Любит читать познавательные книги. Часто берёт газеты со сценариями ШИК, Педсовет, Досуг в школе, прочитает и обязательно организует  со своими сверстницами  мероприятие или организует игру «Библиотека» с выдачей литературы. Научила пользоваться с  формулярами , как вести запись книг или журналов в них. Любят обе девочки рисовать, участвуют в конкурсах рисунков.

   Частые гости в библиотеке дети с неблагополучных семей. С ними организую  настольные игры: в шашки, отгадываем ребусы и кроссворды,

рисуем, читаем книги, а также они любят  принимать участие в инсценировке сказок

- работа с семьей.

 Цель библиотеки  - возродить традицию семейных чтений и ознакомить детей и родителей с золотым фондом литературы, воспитать читателя, сформировать духовную личность.

 Книга питает ум и воображение, открывает приемлемые модели поведения в обществе и соответствующий образ мыслей  и жизни.

   Работа с семьей в целом и с каждым её членом отдельно, это значительное

расширение форм и методов работы. В рамках этой работы решается

проблема – создание условий для привлечения в библиотеку всей семьи и

убеждение , что книга, совместное чтение и как следствие – общение и

сближение интересов всех её членов.

 Праздник  « Моя семья – моя радость».

        Присутствовало 26 человек.

        Рассказали  когда начали отмечать этот день – Международный день семьи. .

        Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Прозвучали стихи и песни.

        Потом провели конкурсы. О семье много пословиц и поговорок. Задача участников

        поправить то,  что было неверно сказано ведущими.

        - Не родись красивой,  а родись богатой . ( счастливой).

        Затем  ведущие читали пословицы, а участники продолжали.

        - Гость на пороге – счастье в…… ( доме).

        Следующее задание -  набор слов из них  составить пословицу.

        - семья, куча, страшна, туча. ( Семья в куче – не страшна туча)

        Следующее испытание – разгадать кроссворд, спеть песни о семье, нарисовать дом, в котором  хотела бы жить семья, ответить на вопросы на внимание.

        Затем  конкурсы: « Устами младенца», « Кулинарный».

        Подчеркнуть лишний напиток.

        Кока – кола, морс, боржоми, фанта, лимонад. ( Морс – негазированный напиток)

        В конце участники строили из кубиков « Дом моей мечты». Пока участники строили дома,  ведущие провели блиц – турнир для болельщиков. 15 вопросов.

 

-- формирование у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью.

        Познавательно – развлекательная программа « Секреты здоровья».

        Вели разговор с детьми о здоровье.  Дети отвечали на вопросы «да» или «нет».

        Что нам нужно для здоровья?

        Может молоко коровье? «да».

        Лет в двенадцать сигарета? « нет». И т. д.

        Рассказали , как в старину приучались переносить голод и стужу.

        Дети отвечали на вопросы ведущих.

        1 В какие игры  играли на Руси?

        2 А в какие игры любите играть вы?

        Затем провели игры « Ворота», « Собери пословицу».

        Выполняли упражнения. В забавных двустишиях находили загаданное слово. В конце при-

        гласили всех поиграть, размяться и испытать себя.

Статистический анализ массовых мероприятий

Ф

        

 % от общего  

         кол-ва

В т.ч

.платных

В т .ч. 

Посетило человек

 

Лит.- музыкальные

композиции

    

 

 

 

 

 

Лит. путешествия

     3

     3,4

 

 

55

 

Конференции

 

 

 

 

 

 

Экскурсии

 

 

 

 

    

55

Познавательные часы

     4

     4,5

 

     4

86

 

Утренники

     1

      1,1

 

     1

20

 

Обзоры

     3

      3,4

 

     3

 

 

Беседы

     5

      5,6

 

     5

72

 

Тематические уроки

     1

      1,1

 

     1

16

 

Библиотечные уроки

 

 

 

 

 

 

Занятия клубов

     18

      20,4

 

     18

268

 

Презентация кн. выст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздники.Театрализованные

представления

     2

      2,2

 

     2

63

 

Тематические вечера

     4

      4,5

 

      4

75

 

Посиделки

     1

      1,1

 

      1

19

 

Кукольные спектакли

     1

      1,1

 

      1

23

 

Игры,Конкурсы.Викторины

    44

      50

 

     44

682

 

Творческие выставки

 

 

 

 

 

 

Акция

     1

      1,1

 

      1

15

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

88

 

 

 

1394

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа с детьми в сельских библиотеках.

Наименование

Сельской

библиотеки

Фонд

(всего)

Вт.ч.

Фонд

детской

лит-ры

Кол-во

жител.

в селе

Из них

детей

до15 лет

Кол-во

чит.

Кол-

во

чит.

детей

%

Охвата

детского

насел.

Филиал №29

7210

1545

406

73

267

64

87,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,2Сколько названий газет и журналов выписывает библиотека для детей и

подростков.

 

1 газету - 

 

Журналы -  Маруся

                Мне 15

                Мурзилка

                Винни

 

 

 

4.3 Какие темы и формы работы в сельской библиотеке наиболее актуальны

 и почему.

Темы различные,  о животных, растениях, экологии, история , краеведение,

военная тематика, русский язык, кулинария и т.д.

 

Формы работы – дети любят игровые, конкурсные программы, познавательные часы,  лит. путешествия и другие.

 

5.Документные фонды. Формирование. Изучение.

5.5. Укажите сведения о выписанных периодических изданиях.

       Выписали газету –

      Журналы -  

 

 

 

 

5.8 Мероприятия по сохранности библиотечного фонда, их эффективность.

      - организую работу по мелкому ремонту потрепанных книг с привлечением библиотечного актива.

-  просматриваю формуляры читателей для выявления должников.

- раз в месяц устраиваю санитарный день.

- систематически слежу за своевременным возвратом  в библиотеку выданных изданий.

 

6.Справочно – библиографическое и информационное обслуживание.

 

   Виды

справок

 

 

 выполнено

 

справок

 

Кол-во

консультаций

Темат.

Уточн.

Адресн.

Факт.

Всего

В т.ч.

виртуал.

В т.ч.

краеве 

 

29

  4

 10

 5

 48

 

 2

 

 

6.3.    Библиографическое информирование.

     

 

инд

ивид

уаль

инф.

груп

пов.

инф.

 

всего

 

 

 

 

абон.

тем

опов

ещен

источ

ников

абон

ентов

тем

Опове

щений

Источ

ников

Абон.

тем

Опо

вещ

источников

Ф№

29

15

10

30

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

6.3.1.              Фронтальное ( массовое ) информирование:

- выставки новых поступлений  - 3

Выставки – просмотры – 2.

 

 

 

                       Чапаевская библиотека

           Отчет по работе с юношеством  2011 г.

 

2.Статистические данные.

 

 год

Зарегистрированные

пользователи

Посещения

Книговыдача

2009

            35

       138

        551

2010

            42

        180

        630

2011

            37

        139

        536

 

Характеристика состава зарегистрированных пользователей

юношеского возраста (15 – 24 )

 

 

всего

Старшекл.

Учащ-ся

ПУ

студентов

Работающ

молодежь

Безработ.

молодежь

Абс.

числа

37

      2

  4

   4

     24

      3

  %

 

     5.4

   10.8

   10.8

     64.8

     8.1

 

 

                         

  Вечер – портрет «Знаете каким он парнем был…»

        Чтецы читали стихи о космонавте Ю.А.Гагарине авторов В.Кострова, Ф.Чуева, В.Туркина.

              Ведущие рассказали о жизни  и полете Юрия Алексеевича в космос. Затем дети рисовали внеземное существо.

Проведено мероприятие « Пять минут поэзии  «Николай Рубцов: известный и неизвестный».

  Читали стихи « Аленький цветочек», «Тихая моя Родина», « Сергей Есенин»,

«Природа», «В минуты музыки», «Журавли».

 Рубцов явился миру как истинный наследник русской поэзии. Не потому, что он прочитал и изучил её, не потому , что смог заново открыть её неиссякаемые истоки в самых недрах обычной , повседневной жизни своего времени. Когда читаешь, например, его стихи о журавлях, как – то трудно себе представить, что на их месте в русской поэзии была бы пустота.

22 июня «Свеча памяти» с молодежью

Мероприятие по Ломоносову (разработка Школьного)

 

 

 

                               Чапаевская библиотека

               Отчёт по работе со взрослыми за 2011 году.

 

3.  Материально – техническая база библиотеки.

В библиотеке проведен текущий ремонт : частичная штукатурка стен с наружи и внутри, потолка, побелка и покраска оконных рам, отопительных труб, дверей. Ремонт произведен на средства управления культуры.

Заменен линолеум  на средства местной администрации сельского поселения.

 

 

4.  Культурно – досуговая  деятельность

Всего:

92                                                  92

Вечера(литературные, музыкальные) балы, утренники, посиделки

12

 

Широкие просмотры литературы, книжные выставки

23

 

Игровые, конкурсные формы( конкурсы, викторины. КВН, ринги аукционы)

34

 

Массовые  праздники:«Пасха красная», « Славим возраст золотой», «Есть чудо на земле с названьем гордым – Книга», «Страна чудетства»

4

 

Беседы, часы, уроки, лекции, устные журналы

16

 

Премьеры книг, презентации, ярмарки

1

 

Дни информации

 

 

Дни специалиста

 

 

акции

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В библиотеке организованы два клуба  :   Вот уже много лет работает в библиотеке  клуб « В гостях у сказки».  Начать рассказ  мне хочется  словами  В.А. Сухомлинского: « Духовная жизнь ребенка  полноценна лишь тогда , когда

он живет  в мире  сказок , музыки, фантазии , творчества. Без этого он  засушенный

цветок». Любовь к литературе начинается   со сказок. Они помогают детям  познавать мир , учат  добру , честности , справедливости , воспитывают                       

эстетический вкус. Членами клуба   стали те , кто любит сказку , в ком живет любовь к книге , кто любит читать .  Проводим игры , конкурсы, викторины.

Члены клуба дошкольники и школьники младших классов.

 

Работает клуб :  «Прикосновение к прекрасному» по искусству. Занятия идут 1 раз в месяц. Цель : Научить детей средних классов чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства.

Работаем по проекту « С книгой в мир прекрасного».

 Информационно- библиографическое направление  проекта.

- продолжила создание информационной базы данных на бумажных носителях.

- работала  с фондом по теме проекта.

- продолжаю пополнение  картотеки:   «Выдающиеся художники», « Времена года в живописи».

- оформляю  информационные стенды «Вечно юная классика»( материал о юбилярах – писателях, поэтах, композиторах, художниках.

 Проведены циклы мероприятий:

- Художественный час : « Сказка инея и восходящего солнца»

- Беседа: «Мир балерины»

- Час живописи:  « Лучший выразитель детского мира»

- Художественный час « Музыка русской природы».

             Для средних классов. Присутствовало  18 детей.

          Красота природы, смена времён года, а каждое из них – осень, зима, весна и  лето –

         неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов,

         художников. Есть живописцы, которые всё своё творчество посвятили изображению

         природы. Это такие художники, как А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан, К. Юон, и многие

         другие. С ребятами рассмотрели картины  «Золотая осень. Слободка» И. Левитана ,

         « Осень» И. Шишкина, « Рябинка» И. Грабаря. Эти полотна известных мастеров живописи

         Написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они у нас вызывают чувства,  владевшие

         их создателями: восхищение щедрой красотой осени, любовь и глубокую привязанность  к

         родным местам , таким для нас привычным, знакомым и близким.

         Затем ребята отвечали на вопросы:

1.  Расскажи, что ты видишь на этих картинах?

2.  Назови авторов этих картин?

3.  Что общего в изображении осенней природы у художников И.Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря? А в чём различие?

4.  Какие картины, изображающие золотую осень, ты ещё знаешь?

5.  Какая погода бывает осенью?

6.  Нарисуй свою золотую осень.

 

9.10  Игра « Угадай сказку».

          Для учащихся начальных классов. Присутствовало  15 детей.

          Приняли участие две команды.

          1 задание – дети отвечали на вопросы викторины.

1.  Заперся мужик в избе, сел на сундук и начал глотать….Что?( Золотые деньги, сказка

« Смерть скупого».

2.  Что за предмет , догадайся: пестро, востро, костяно, мудрено. ( Яйцо из сказки

«Яичко».

3.В какой сказке встречаются герои Вертодуб и Вертогор? ( « Ведьма и Солнцева сестра»)

4. Из какой сказки эти герои: Скороход, Стреляло, Объедало, Опивало?

   ( « Летучий корабль».)

2 задание . Задания , где встречаются числа.

1.Скольких богатырей одолел одним разом богатырь Голь Воянский?( 33-х богатырей)

2. Сколько дней читал солдат книгу – пока не вышла девица? ( 3 дня)

3. «Берёза и ….сокола». Назови сказку полностью. ( « Берёза и три сокола»).

4. «… Ивана, солдатских сына» ( Два).

 И другие.

3 задание. Отгадайте, из какой сказки эти слова.

 Всего 6 вопросов.

4 задание. Решите загадки из сказок.

1.  « Ехал я к вам, вижу на дороге добро, в добре – то добро же, я взял добро – то да

добром из добра выгнал; добро от добра и из добра убежало». ( Выгнал  из хлеба

лошадь, сказка « Царевна, разрешающая загадки»).

 

         

2.  « Ехал я к вам, на дороге вижу зло, взял его да злом и ударил, зло от зла и умерло».

( Змею убил копьем, сказка «Царевна, разрешающая загадки»).

 

 

К году космонавтики провели

 

Провели для молодежи вечер – портрет «Знаете , каким он парнем был…»

И для учащихся  провели познавательный час «Среди звезд и галактик» и викторину « В безбрежном времени Вселенной», присутствовали  также взрослые. .

Познавательный час « Среди звёзд и галактик» и викторину «В безбрежном времени

        Вселенной».

        Участвовали две команды:«Спутник»:

1.                Давыдова И.

2.                Андреев К.

3.                Зайцева Н.

4.                Туктамышев С.

 

«Ракета»:

1.          Андреева А.

2.          Васильева А.

3.          Андреев К.

4.          Герасимов А.

 

Рассказчик и ведущие рассказали о полёте Ю.А.Гагарина, о научных исследованиях и повседневной  работе  космонавтов, о полётах в космос международных экипажей. Прочитали  стихи А. Твардовского, Л.Поповой, Л. Татьяничевой. Рассказали о самоходных аппаратах  совершивших  путешествие по поверхности Луны , об основоположнике космонавтики К.Э.Циолковского, об изобретателе космических кораблей С.П. Короблёве.

Викторина началась с « Разминки». Отгадывали  « космические загадки».

Отвечали по очереди на вопросы.

Во втором туре « Угадай – ка»  команды получили карточки с вопросами.

1.          Кто побывал в космосе первым?

Человек

Обезьяна

Крыса

Собака

Всего 14 вопросов.

 

3 тур. «Космонавтика».

        Назовите главного конструктора первых советских космических кораблей и др.

        Всего 10 вопросов.

 

4 тур «Словоград».

        Как можно больше слов составить из слова « Космонавтика»

 

5 тур « Человек и космос». 12 вопросов.

1.          Ю.А. Гагарин – первый космонавт планеты, а кто был вторым космонавтом?

2.          Кто из советских космонавтов первым вышел в открытый космос? И т .д.

Победителем стала команда « Ракета».

 

 

Мероприятия проведенные к году матери и ребёнка.

 

Оформлены выставка «Мы улыбкой маминой согреты», книжные  выставки:» О, женщина! О, чудо неземное», конкурс рисунков «Любимой мамочки портрет»

описание  в отчёте за март месяц.

Праздник  «Мама самое светлое слово»

      Мамы прослушали стихи посвященные им в исполнении библиотекаря и участников праздника,  прозвучали песни в исполнении Клабукова В., Игнатьевой Н.  Женщины отвечали на вопросы викторины, а также  были проведены различные испытания: пили на скорость соки, ели йогурт, танцевали.

 

К дню матери провели совместно с клубом « Это нежное слово « мама»!»

 

Самый, самый дорогой человек в нашей жизни – это наша мама!  Мама – самый уважаемый , самый родной и любимый человек.

Много  хороших, ласковых слов  услышали наши дорогие любимые мамы,  много лирических  строк и песен прозвучали в честь них. Дети зачитывали пословицы о мамах.

      Мама! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, самого дорогого, единственного человека. Материнская любовь согревает нас до старости.  Мама дает нам советы, оберегает нас. Об этом тепле и свете, исходящем от матери, и говорится в стихотворении Е.Благининой «Солнышко»  которое прочитал  Герасимов  Андрей.

Самый дорогой подарок мамы получают от детей. Особенно дорог подарок, сделанный своими руками. Дети подарили мамам открытки выполненные заранее. В конце дети подарили своим мамам поздравления.

 

Приняли  участие в празднике, посвященном Дню семьи, любви и верности

проведенного в Терентьевске.

 

 К 300 – летию со дня рождения М.В.Ломоносова

 

 

Для учащихся провела отгадывание кроссворда «Ломоносов – художник»

 Углубить знания о научной и творческой деятельности М.В.Ломоносова.

Михаил Васильевич был замечательным художником, прославившимся своими

необычными работами? Последние пятнадцать лет своей жизни ломоносов посвятил необычной технике живописи- мозаике. Вы уже многие познакомились с его работами. А сейчас мы с вами попробуем стать и художниками , и энциклопедистами, как Михаил Васильевич. Нам предстоит отгадать кроссворд.

По горизонтали 13 вопросов и по вертикали 6 вопросов.

Завершилось мероприятие стихотворением «Ломоносову художнику».

 

Для молодёжи провела викторину.

1.  Назовите полностью имя, отчество родителей Ломоносова, девичью фамилию матери.

2.  Назовите учебные заведения, в которых учился Ломоносов, где они находились?

3.  В 1742 году Ломоносов был зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом ( стажером). По какой науке?

4.  Как называется самая знаменитая картина, созданная Ломоносовым? В чём её особенность?

5.  В 1745 году Ломоносов получил звание профессора Петербургской академии наук. Какой науки?

6.  Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни, ему посвящены его стихи, неоконченная поэма, картины. Кто он?

7.  И другие вопросы . Всего 18 вопросов.

На некоторые вопросы  молодые люди затруднялись ответить.

Например : На вопрос Как назывался знаменитый прибор для ночного видения, изобретенный Ломоносовым?, многие не с могли ответить имя и отчество матери , не говоря о фамилии.

Показали неплохие знания по биографии Ломоносова.

Победителем стала  Тарасова К.

 

 

                           Краеведческая работа

В своей библиотечной работе делаю упор на краеведение, темы которого обширны и многоплановы, а в смысле глубины познания – бесконечны.

Человек , который знает природу своего края, этнографию, фольклор, литературу, исторических  личностей  вырастет воспитанным в патриотическом духе. Сила памяти – это и есть сила патриотизма, благородства, высокой гражданственности.

Возрождение интереса  к прошлому – одно из приоритетных  направлений библиотеки, главной задачей которого являются  выявление, сбор и систематизация , сохранение и предоставление в пользование исторической и современной информации краеведческого характера.

Работа по исследованию малой родины трудная и занимает много времени. Благодаря кропотливому труду библиотекарей  вышла в свет вторая книга «Детство, опалённое войной». Эти материалы стали доступны для всех , кого интересует  биографии  односельчан , история  тех военных времен и подвиги простых тружениц села и подростков.

В последние годы возросло значение историко- патриотического просвещения населения. На формирование национального самосознания  и культуры толерантности в обществе, любви к малой Родине через изучение истории края , традиций и обычаев народов, населяющих его, направлена краеведческая деятельность библиотеки. 

       В библиотеке ведется краеведческая картотека, где отражена история Прокопьевского района и нашего хозяйства – кооператива «Степь» и история нашего посёлка.

Собирала материал : Воспоминания о войне детей военной поры, оформила паспорт мемориальной доски Игнатьеву А.Н. Сохраняя информацию о прошлом, мы воссоздаем утраченное не только в памяти, но и в душах людей. Говоря о формах подачи материала, назову прежде всего книжные выставки: « Район мой – гордость моя».

         Разделы:

1.  Главное достояние района.

2.  Памятью сердце богато.

3.  Щедрость родной земли.

4.  Здесь корни красоты и творчества исток.

5.  Спортивные  достижения.

6.  Пусть детский смех звенит.

 

2.09  Оформлена книжная выставка:  « Вот она какая, сторона родная».

          Цитата: « Я воспитан деревнею

                        У её родников.

                        Нет прекрасней, душевнее

                        Слова наших отцов…

                        С этим словом и памятью

                        И в несчастье светлей,

                        В бурю падает дерево

                        Без глубоких корней».

 

 

Совместно  с библиотекарями Терентьевской, Кольчегизской  библиотеки провели презентацию книги:«Детство, опаленное войной»

    Уходят в историю события Второй мировой  войны – самой страшной войны в истории человечества.  Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Её дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью.

Проходят годы, всё меньше остается с нами  свидетелей той войны, защитников Родины, ветеранов войны и труда, в том числе и наших односельчан.

    В нашем  районе для сохранения памяти о героях войны делается очень многое: открываются памятники погибшим в боях за Родину, реставрируются старые , создаются  информационные базы данных об участниках войны и тружениках тыла, детях войны.

Своеобразным памятником героям войны стали книги памяти,  в этот мы представили пятую книгу.   Ветераны свидетельствуют о том лихолетье. И не только лично о себе, но и о своих отцах, матерях, братьях, дедах и прадедах. О людях , с кем свела их судьба в критические годы бытия. В этот  день мы пролистали страницы книги  и почувствовали это ВРЕМЯ.  Самое поразительное и пронзительное это оптимизм,  сила духа, непоколебимая вера народа в неизбежную Победу над врагом. В неё верили бойцы на передовой, в неё верили те, кто остался в тылу, кто из последних силёнок пахал землю, таща за собой плуг, производя для фронта хлеб и мясо для армии, значит для своего отца, мужа , сына, для себя трава на лугу.

  Время героев, обычно ты кажешься прошлым

  Главные битвы приходят из книг и кино

  Главные даты отлиты в газетных строках

  Главные судьбы историей стали давно.

  Время героев, по самому высшему праву

  Ты подарило далёким и близким годам

  Доблесть и славу, на долгую добрую память

  Время героев, а что ты оставило нам?

  Ты нам оставило ясное небо Отчизны,

  Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

  Ты нам оставило сааме главное в жизни

  Радость работы на мирной , счастливой земле.

 

Провели также в  День памяти и скорби мероприятие  « Это нужно не мертвым, это нужно живым»,

посвященный 70 –й годовщине начала Великой Отечественной войны с немецко – фашистскими захватчиками.

    Сегодня нам порой недостаёт нужных и верных слов, чтобы воздать должное подвигу наших односельчан, выразить благодарность людям, ушедшим на фронт и солдатам тыла, трудившимся на заводах, фабриках и полях во имя обороноспособности Родины.

   Мы гордимся и помним имена тех, чьи жизни унесла война. Перечислили всех поименно. Война отняла тысячи и тысячи крепких мужских рук, и вся тяжесть труда легла на хрупкие женские плечи. И они не  дрогнули, эти плечи, когда они впряглись в плуг, когда выносили раненых из боя. Многим тысячам раненых заботливые и умелые женские руки спасли жизнь.

   Не все солдаты вернулись домой с войны для мирного труда. Наш долг – хранить память о них, учиться у них стойкости, мужеству, беззаветной преданности к своей Отчизне.

      В память о тех, кто не дожил до победного дня , погиб на полях сражений, был замучен в лагерях и расстрелян фашистами зажгли свечи памяти. Почтили память погибших минутой молчания.

    День Памяти и Скорби в Прокопьевском районе стал доброй традицией: цветы и свечи – дань памяти, а воздушные шары – надежда на будущее. Выпустили шары в небо.

    Вечером провели акцию «Свеча памяти».

 

 

                            Народные традиции и обычаи

       Библиотека сотрудничает с сельским клубом, библиотеками  и клубами из соседних  деревень , с фольклорной группой  «Юлташсем» . В связи с этим практически вся деятельность библиотеки включала работу по пропаганде национальной культуры, обрядов и традиций. Библиотека является центром пропаганды чувашской культуры, как важное звено в сохранении исторического и культурного наследия чувашей. Путем популяризации среди сельчан кухни чувашского народа, воспитание  этнической толерантности, особенно у детей и молодёжи.

 

Приняли участие в зональном туре областного фестиваля национальной культуры « Мы живём семьей единой».

 

Показали сценку семейного обряда «ака патти» (моление кашей). На клубной сцене разворачивается действо, хозяин с хозяйкой работают на поле. Хозяин пашет поле на коне, хозяйка разбрасывает семена. Глава семьи останавливается, молится богу и просит о ниспослании хорошего урожая. Когда на поле остается

пройти  последнюю борозду и прикрыть последние засеянные  семена, хозяин закладывает несколько ложек каши , вареные яйца и запахивает борозду.

Спели чувашскую песню.

 

 

Ездили в Шарапский социальный приют для детей.

 

Представили чувашское песенное творчество и пословицы..Продемонстрировали национальные игры. Рассказали легенду об истории переселения чувашского народа на берега реки Волги, об особенностях алфавита, показали национальную сказку «Девушка на луне».

 

 

Праздник  « Пасха красная». Театрализованное представление.

        Сцена оформлена в виде жилой комнаты. Звучит духовная музыка. Диктор  за сценой

        зачитывает текст из книги Ивана Шмелёва «Лето Господне». На сцену выходят девочки.

        Подходят к лампадке и зажигают её от свечи. Рассказывают, что все  готовятся к празднику.

        Чисто  выметены  дворы, все уголки почищены и  под навесом  всё убрано.      Необыкновенные это дни – страстные, христовы дни.

Сцена ярко освещается, звучит праздничный перезвон  колоколов. Инсценировка

сказки  « Курочка Ряба» на новый  лад.  Дед с бабкой хлопочут с утра , прибирают избу к

празднику. Приносят курочку  Рябу , сажают её в корзину (в гнёздышко). Снесла  курочка

Ряба  яичко, да не простое,  а красоты небывалой, расписное,  но беда случилась , бежала

мышка хвостиком  махнула, яичко упало и разбилось. Дед и Бабка плачут, курочка их

успокаивает, что она ещё им снесёт яичек , да не одно , а много. Но яйца снесла белые.

Ведущая успокаивает их, что их горю помогут дети и распишут яйца. Расписали  дети, яйца

Получились славные – глаз не оторвать. За работу ребята получили призы. Герои сказки

поздравили  с праздником, пожелали любить и жалеть друг друга. Со святым Христовым

Воскресением! Христос воскрес! Все хором ответили: « Воистину воскрес!»

5.  Укажите количество выполненных краеведческих запросов за год.

 

  2007г.

 2008 г.

 2009 г.

 2010 г.

 2011 г.

     4

     4

     5

      5

     5

 

1.  Школа и региональная национальная политика.

Запрос поступил от учителя младших классов Ивановой В.Н.

          А)  Национальный Кузбасс,  с. 32.

2. Краеведение в воспитании учащихся.

           Запрос поступил от Ивановой В.Н.

                Лит-ра: Коцюба Д.В. История родного края.

3.Где прочесть о Герое Социалистического труда Игнатьеве А.Н.

        Запрос поступил от  Дорогина М, учащегося  7 класса.

        Лит – ра: Игнатьев А. Н.

4.Стихи о Кузбассе .

      Запрос поступил от Ленгевич К., ученицы 6 класса.

      Лит – ра: Многонациональный Кузбасс.

5.О героях Великой Отечественной войны.

    Лит – ра : Кузнецов И.И. Герои Советского Союза – кузбассовцы.

                      Земля героев. Кемерово, 1978 .

 

7.2              Справочно – библиографическое обслуживание.

 

Типы справок

План

Выполнение

Тематические

60

46

 Адресные

8

4

Уточняющие

5

 10

Фактографические

5

 18

 всего

78

 78

 

Периодику расписываю сама.

Иногда приходится отказывать в справке  запрашиваемую читателем , так как книги в единственном экземпляре и они  бывают взяты пользователями.

Платных библиографических услуг в библиотеке нет, нет возможности.

 

 Провела библиотечный урок по структуре книги.

Данное мероприятие рассчитано на повышение информационной культуры.

Действующие лица: Библиотекарь, Королева Книга.

Свита: Фрейлины Обложка, Иллюстрация, граф Титул , советник Предисловие, князь Содержание.

  Над троном стихотворение:

Дружат с книгой все на свете,

Дружат взрослые и дети.

Но представьте  хоть на миг,

Что нигде не будет книг.

Ой, как скучно станет вдруг…

Книга – спутник наш и друг.

               Карамушко М.

На троне сидит королева Книга, а рядом её свита. Фрейлина Обложка встречает гостей и рассказывает об обложке книги, сравнивая себя платьем или курточкой. защищающую её  Величество от повреждений и придает ей нарядный вид. Библиотекарь рассказала благодаря обложке можно узнать, кто автор книги ,как она называется. В разговор вступает граф Титул, я знаю кто написал книгу, как её имя, кто сделал её яркой и красивой. В каком году и городе её напечатали. Слово берёт советник Предисловие, рассказывает об авторе книги, о том , что будет происходить в книге,  кто является её главными героями. Фрейлина Иллюстрация: Я служу Её Величеству дл

я того, чтобы всем поданным было интересней жить , а все гости нашего королевства захотели вернуться   к нам снова. Князь Содержание: Я помогаю всем гостям найти все необходимое в королевстве Её Величества, у меня в голове хранится всё то, о чём думает и знает Её Величество. Ребята рассмотрели различные книги , познакомились со всей свитой королевы.

 

Информационное обслуживание

 

п/п

Бюллетень

Новых поступлений

Периодичность.

Количество за год

2010г

Кол-во

абон.

инд.

инфор.

 

2011г.

Кол-во

Абон инд. Инф.

2010г

ДНИ Инфор

мации

2011г

Дни

Инфор

мации

2010

Дни специа

листа

2011 Дни спец.

 

 

 

 

 

9

9

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество названий периодических  изданий

 

Виды изданий

 

Сельские библиотеки

Общероссийские журналы

 

3

Региональные журналы

 

2

Общероссийские газеты

 

-

Региональные газеты

 

1

 

Не выписываем «Российскую газету», « Кузбасс»

 

Виды изданий

Библиотеки- филиалы

Конституция РФ

1

Гражданский кодекс

-

Карта РФ

-

Карта мира

-

 Карта Кузбасса

-

 Карта района

-

 

                 Сохранность библиотечных фондов.

В библиотеке есть термометр.

- организую работу по мелкому ремонту книг с привлечением актива библиотеки.

- просматриваю формуляры  читателей для выявления должников.

- напоминание должников о возврате книг в библиотеку,  звоню по телефону.

-  раз в месяц устраиваю санитарный день.

- систематически слежу  за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий

фронтальное информирование:

- выставки новых поступлений – 3

-выставки просмотры – 2

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".