Отчет Новосафоновской библиотеки за 2011 год

Отчет Новосафоновской библиотеки за 2011 год

 

Библиотечное обслуживание населения муниципальными библиотеками (Процент охвата)  в 2011 г. (предоставить на отдельном листе)

 

№ п/п

Наименование библиотеки

Количество жителей

Количество читателей (всего)

% охвата населения с учетом читателей (всего)

Количество читателей по единой регистрационной картотеке (ЕРК)

% охвата населения с учетом читателей по ЕРК

 

Новосафоновская сельская библиотека

1468

1075

73,6%

1075

73,6%

 

 

                                                       Материально-техническая база

 Какие  приобретались технические средства, библиотечное оборудование (что именно, сколько, на какие средства (бюджетные, внебюджетные)?

За прошедший год в библиотеку был приобретено:  1 -компьютер

Какие велись, ведутся ремонты (на какие средства)?

Было отремонтировано крыльцо за счет бюджета.

Укажите, есть ли изменения в оборудовании помещений библиотек для обслуживания инвалидов (наличие пандусов, держателей, ограждений, мест для сидения и т.д.)?

Изменения в оборудовании помещение не произошло.

Какие самостоятельные усилия предпринимает библиотека  для улучшения материально-технической базы библиотеки?

Пытаемся выполнять платные услуги.

Каким образом расходуются средства, полученные от предоставления платных услуг в ЦБС?

Средства полученные от платных услуг в основном расходуются на приобретения канц и хоз товаров.

 

4.Культурно-досуговая деятельность

 

Приведите данные о количестве проведенных в 2011 году массовых мероприятий:

Таблица 4.1 – Количество проведенных мероприятий

Всего

из них

 

 

вечера (литературные, музыкальные), балы, гостиные, утренники, посиделки:

читательские конференции, обсуждения книг

диспуты, дискуссии

обзоры

широкие просмотры литературы, книжные выставки

игровые, конкурсные формы (конкурсы, викторины, КВН, ринги, аукционы и др.):

массовые праздники

беседы, часы, уроки, лекции, устные журналы

экскурсии по библиотеке

премьеры книг, презентации, ярмарки

Дни информации / День специалиста (указать через косую черту)

посвященные здоровому образу жизни (из гр. 1)

посвященные Году Космоса (из гр. 1)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

132

25

-

-

15

19

17

11

13

3

7

2

3

10

 

Также в течение 2011 года в организации культурно- досуговой деятельности в нашей библиотеки были использованы не перечисленные в таблице формы мероприятий. Так  в течении года в библиотеке прошло  6  акций, было оформлено 3 фотовыставки, для детей с ограничениями здоровья прошло 3 мастер – класса, а для поселковой молодежи 4 ноября была организована молодежная тусовка.

 

Таблица 4.2 – Любительские объединения, работающие на базе библиотеки: год 2011

 

 

Кол-во клубов

Кол-во проведенных заседаний (занятий, встреч)

Кол-во кружков

Кол-во проведенных заседаний (занятий, встреч)

Другие объединения

Кол-во проведенных заседаний (занятий, встреч)

Всего

2

 

 

 

 

 

Из общего количества:

Историко-патриотические

 

 

 

 

 

 

Краеведческие

 

 

 

 

 

 

Естественно-научные

 

 

 

 

 

 

Книголюбов

 

 

 

 

 

 

Литературные

 

 

 

 

 

 

Художественно-искусствоведческие

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

Из общего количества:

Социально-возрастных, всего

2

 

 

 

 

 

из них:

Семейных

 

 

 

 

 

 

Для ветеранов и пожилых людей

1

 

 

 

 

 

Женские

1

 

 

 

 

 

Мужские

 

 

 

 

 

 

Молодежные

 

 

 

 

 

 

Детских

1

 

 

 

 

 

Для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

1

 

 

 

 

 

из них

детские

1

 

 

 

 

 

взрослые

 

 

 

 

 

 

**

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо отразить сведения об основных направлениях, программах, по которым работала ЦБС в течение года, указать наиболее значимые, имевшие резонанс в общественной жизни города (района) культурно-досуговые мероприятия. Не следует перечислять названия выставок, бесед и пр., остановиться нужно только на ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

 

Работа с социально незащищенных слоев населения

 Уже в течение нескольких лет одним из основных направлений деятельности нашей библиотеки является работа по обслуживанию социально незащищенных слоев населения: пенсионеров, ветеранов,  инвалидов. Библиотека осуществляет свою деятельность в тесном контакте с органами местного самоуправления, Советом ветеранов, Женсоветом, школой, РДК,  средствами массовой информации, в частности с газетой «Сельская новь».
При организации работы с этой категорией большое внимание уделяется индивидуальной работе. Организовано обслуживание на дому тех, кто не может посещать библиотеку. В настоящее время таких читателей 5 человек.
Ведется большая работа по организации интересного, насыщенного досуга пожилых людей. Содействие приобщению к культуре, чтению, самореализации творческого потенциала в библиотеке работает клуб для женщин пенсионного возраста «Сударушка».

Для детей с ограничениями здоровья работает Мастер – класс «Шаг на встречу».

Особое внимание в организации массовой работы уделено и календарным датам таким как «День пожилого человека», «День инвалида», «День защиты детей» и т.д.

  С подключением  нашей библиотеке к сети Интернет, мы активно включились в районную программу «Доступная среда», каждый инвалид нашего поселка стал иметь право на бесплатный выход в Интернет. См «Сельская новь» 2011г. – 20 окт. «Инвалидность - не помеха освоить Интернет».

 Благодаря работе с электронным архивом «Мемориал» участников ВО войны, 15 жителей поселка смогли стать получателями областной пенсии по потери кормильца.

Многие инвалиды пожилого возраста получили возможность найти своих родных и близких, благодаря регистрации в социальных сетях таких как «Одноклассники» и «В контакте», а некоторые зарегистрировались на сайте телепередачи «Жди меня».

 

Патриотическое воспитание

Рубеж веков, рубеж тысячелетий для России – момент осмысления достижений государства и народа, оценки нерешенных проблем, прогнозирования перспектив социального развития. Сегодня важнейшей задачей является воспитание у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины, формирование чувства верности конституционному и воинскому долгу, а так же готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества. Общественный идеал люди ищут в героическом прошлом нашей страны. Времена отказа от истории советского периода, дискредитации России как великой державы в основном ушли в прошлое. В общественном сознании усилились идеи патриотизма и гражданственности, и это создало благоприятные возможности для ведения деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи.

 Разумеется, библиотеки не могут находиться в стороне от этих задач. Основной идеей мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию в нашей библиотеке было раскрытие читателям понятия «Любовь к Родине», воспитание чувства уважения к Отечеству, обращение к отечественной истории, воинской доблести и славе, обращение к литературе, которая помогает гражданам, особенно молодежи, ощутить себя частью великой страны с героическим прошлым. Для этого нами использовались различные формы и методы. Это и большая выставочная работа с использованием местного материала, встречи поколений, всевозможные акции («Свеча памяти», «Поздравим и поможем ветерану» и т.д.).

 

Популяризация здорового образа жизни

 Здоровье – одна из ценностей человеческой жизни. Главное значение в вопросе его поддержания имеет образ жизни человека и, тесно с этим связанное, его отношение к собственному здоровью. Сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего. Динамика показателей здоровья неблагоприятна. Культура здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения среди населения. В связи с этим возрастает значение занятий физической культурой и спортом.. Большую роль в его пропаганде, в популяризации культуры здорового образа жизни могут играть библиотеки.

В нашей библиотеке был проведен ряд мероприятий на эту тему.  Весь год работала красочная и  содержательная выставка «За здоровый образ жизни», которая пополнялась газетно-журнальным материалом. 12 июня на местном стадионе прошел спортивный праздник, который был организован совместно с коллективом РДК и местной администрацией, к празднику подготовились заранее. Дети подготовили рисунки на тему «Хочу стать чемпионом». Я на вечерней встречи с юношеством был представлен диск «Скажи стоп».

1 декабря во Всемирный День борьбы со СПИДОМ была проведена акция «Как жить - не тужить, чтоб здоровье сохранить» .

 

 

Работа по году матери и ребенка

Семья…Для любого человека с этим словом связано множество неповторимых воспоминаний и счастливых минут. И именно в семье ребенку передается эстафета опыта поколений, которую он понесет дальше, передавая ее по кругу, именно в семье закладываются основы нравственного опыта ребенка - его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом.

И библиотеки, так же как и школа, призвана всецело способствовать семье в деле воспитания духовно богатой и гармонично развитой личности.

Мероприятия, проведенные   в этом направлении нашей библиотекой, способствовали воспитанию в молодежной среде бережного и внимательного отношения к  старшему поколению, воспитанию нравственных начал, уважительного отношения к самому святому человеку на земле-матери.

27 ноября прошел ряд мероприятий посвященных Дню матери.  Этот славный,  волнующий праздник появился в нашем календаре сравнительно недавно. Но уже прочно стал одним из любимых и популярных у наших людей.

В актовый зал Новосафоновской школы были приглашены многодетные матери. Совместно с музыкальной школой была подготовлена музыкально поэтическая композиция «Мама – жизни моей начало», представлена фото – выставка «Это нежное слова – мама», прошла слайд – презентация по матерям героиням «Мама это звучит гордо».

09.03. молодые мамы со своими детьми стали участниками конкурса «Супер мама».

Ко Дню семьи в библиотеке прошел конкурс рисунков «Моя мама» и т.д.

 

Год леса

Генеральная Ассамблея ООН постановила провозгласить 2011 год Международным годом лесов.

Международный год леса предоставляет уникальную возможность для привлечения внимания общественности к проблемам, характерным для лесов многих стран. Международный год дает возможность объединить имеющийся опыт и создать стимул для более активного участия общественности по всему миру в деятельности, связанной с лесами.

Мы тоже постарались не остаться в стороне от этого события. Основным направлением в организации мероприятий по году леса мы определили для себя как «Воспитание экологической культуры», поэтому основной аудиторией стали читатели детского и юношеского возрастов. Поэтому в мероприятиях мы старались использовать такие формы как викторины, конкурсы, игры.

Так например 15 марта прошла викторина «Дружить с природой все должны». Так же прошел ряд бесед, экологических уроков.

А в мае месяце прошла акция «Рябиновая алея – останется потомкам», участие в которой приняли как дети, так и люди пожилого возраста. В ходе акции было высажено более 100 саженцев.

Так же коллектив библиотеки и наши читатели приняли активное участие в восстановлении аллели «Памяти жертв Беслана».  

 

Год космоса

В 2011 году весь мир  отмечал 50-летие первого полета человека в космос - гражданина нашей страны Юрия Алексеевича Гагарина. Наша библиотека не осталась в стороне от этого события. В преддверии столь знаменательной даты в библиотеке была оформлена к. выставка «звездный путь», для учащихся среднего и младшего школьного возраста прошел КВН «В космос всем открыта дверь».

Так же совместно с коллективом РДК было подготовлено и проведено театрализованное представление «Звездные путешествия».

А непосредственно 12.04 в библиотеке прошел День космонавтики:

Беседа «Первый человек в космосе»

Обзор «Небо начинается на земле»

Выставка рисунков «К звездам».

Так же наши читатели активно принимали участие во всевозможных конкурсах различных уровней.

 

Год Ломоносова

В связи с 300-летием со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста  2011 год объявлен ЮНЕСКО Годом М. В. Ломоносова

Девизом в нашей работе по этому направлению стали слова великого русского поэта Пушкина А.С. «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник, Стихотворец –  он все испытал и все проник».

Весь год в библиотеке работала выставка, названием которой послужили слова самого Ломоносова «У физики с химией пот проливаю, за вирши, за басни плоды получаю».

Так же совместно со Новосафоновской школой провели викторину для учащихся старших классов «Жизнь и творчество Ломоносова».

Наши читатели приняли участие в районной викторине.

 

6. Краеведческая деятельность

1. На протяжении не одного года в рамках районной программы «Родословная моей земли» ЦБС в библиотеке ведется кропотливая работа по сбору исторически важного материала: воспоминания участников ВО войны, тружеников тыла, бывших малолетних узников концлагерей, старожилов, детей военного времени и т.д.

2. Помимо сбора и оформления краеведческого материала в библиотеке ведется большая краеведческая  массовая работа, при организации  которой нами используются различные формы и методы. Большой популярностью у наших читателей пользуются  наглядные формы,  такие как выставки, презентации и т.д. В течение всего года в библиотеке работала выставка «Горжусь тобой район», был оформлен ряд фото - выставка «Наши ветераны», «Это нежное слово мама» - по многодетным матерям. Не однократно на мероприятиях были представлены слайд презентации «Трудовая доблесть угольного Кузбасса», «Война прошла по моему детству», «Уроков ваших не забыть» - о учителях ветеранах ВО войны, ветеранах педагогического труда и педагогов награжденных правительственными наградами и т.д.

Большой популярностью у наших читателей пользуется такая форма как встречи, поэтому мы при организации массовой работы активно использовали эту форму, так например: в День шахтера в Новосфоновском РДК прошла встреча «Шахтерское братство, а в преддверии Дня победы прошла встреча двух поколений «Война прошла по моему детству».

В нашем поселке проживает большое количество людей разных национальностей, поэтому в нашей библиотеке проходят всевозможные встречи и дни национальных культур, так например 30.03 прошла встреча национальных культур «Возьмемся за руки друзья», участниками которой стали представители удмуртской, украинской, татарской,  казахской, немецкой, башкирской национальностей.

Большое место при организации массовой работы мы уделяем пропаганде краеведческой литературы, для этого мы используем различные формы но, однако же самыми интересными из низ остаются формы в которых используется непосредственное общение, поэтому частыми гостями в нашей библиотеке становятся местные поэты и писатели – Уланов Н.Н., Мещерякова Т., Сеслова Л.М., Николаенко В.И..

 

3. имеются только из Цб.

 

4. Укажите количество выполненных краеведческих запросов за год,  проследить динамику за несколько (3-5 лет) лет.

 

Таблица 6.2 – Краеведческие запросы в динамике за 5 лет

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

 

 

5

13

10

 

Справочно-библиографическое обслуживание

Опишите приоритетные направления, достижения в работе, проблемы субъективного и объективного характера, которые возникали в справочно-библиографическом обслуживание пользователей в течение года.

Опишите использование электронных технологий в справочно-библиографической работе.

 Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) – это библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами. СБО принадлежит к числу обязательных функций библиотек и служит удовлетворению прав пользователей на информацию о составе библиотечных фондов и содержащихся в них конкретных документах, консультационную помощь в поиске и выборе источников информации (см.: Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле», ст.1 и 7).

СБО осуществляется с помощью Справочно-библиографического аппарата (СБА), который представляет собой совокупность каталогов, картотек и библиографической продукции как в традиционном, так и в электронном виде, используемых для поиска информации. СБА обеспечивает оперативность, полноту и точность удовлетворения запросов читателей.

В Новосафоновской библиотеке ведутся каталоги и картотеки:

  • Алфавитный каталог
  • Систематический каталог
  • Систематическая картотека газетных и журнальных статей
  • Картотека заглавий художественных произведений

С 2011 года при выполнении справочной работы в нашей библиотеке мы стали использовать Интернет. Доступ в Интернет кардинальным образом расширил  справочно-библиографический аппарат нашей библиотеки, его составными частями стали все представленные в сети библиографические, справочные и энциклопедические издания. Среди них электронные каталоги множества российских и зарубежных библиотек, библиографические базы данных. С включением виртуальных источников. С получением возможности выхода в интернет  СБА нашей библиотеки обрел невиданную до сих пор информационную прочность. Из 72 выполненных за год справок 47 были выполнены при помощи Интернет. Большим блоком стала работа с электроном каталогом «Мемориал». При помощи полученных сведений в «Мемориале» получателями пенсии по потери кормильца стали 15 наших односельчан. Но и из этого каталога мы получили 2 отказа.

Так же при помощи Интернет, через нашу ЦБ мы получали полнотекстовые документы, для выполнения курсовой работы.

 

Заполните таблицы

Таблица 7.1 - Справки и консультации

Виды запросов

Выполнено

 

Отказано

 

Причина

Отказа

2010

2011

2010

2011

 

тематические

28

6

 

 

 

уточняющие

29

30

 

 

 

адресные

4

7

 

 

 

фактографические

9

27

 

2

нет информации о запрвшиваемых людях а каталоге «Мемориал»

На полные тексты

 

5

 

 

 

Консультации

3

3

 

 

 

Всего

73

78

 

 

 

Приведите причины снижения показателей, если таковые будут иметь место.

 

2. Информационное обслуживание

Опишите наиболее удачные формы массового информирования.

Опишите методы выявления информационных потребностей.

       Информационные потребности наших  пользователей очень разнообразны, они касаются работы, бизнеса, учебы, самообразования.  При поиске информации мы используем все имеющиеся в нашем расположении ресурсы: фонд библиотеки, периодические издания, ресурсы Интернета.

Как правило, информационная деятельность в нашей библиотеке используется - массовое информирование и  ведется оно по средствам оформления книжных выставок и проведения библиографических обзоров. В библиотеке работе постоянная информационная выставка «Внимание, новинки», информационный стенд «Библиотека работает для вас», на котором наши пользователи могут узнать о важных событиях в жизни библиотеки, в начале года в библиотеке прошел обзор периодических изданий «Наша пресса на все интересы», для маленьких читателей прошел путешествие - урок «Страна журналия». (все мероприятия подробно расписана в отчетах за месяц)

 

Таблица 7.3 - Количество абонентов индивидуального и группового информирования (2011 году групповое и индивидуальное информирование проводилось только по вопросам права, см отчет ПЦПИ)

Годы

Количество абонентов индивидуального

информирования

Количество абонентов группового

информирования

Всего

2010

 

 

 

2011

 

 

 

Опишите проблемы с информационным обслуживанием, приведите новые формы и методы работы по информированию, опишите наиболее интересные мероприятия.

3. Формирование информационной культуры

Опишите наиболее интересные методы, формы, виды мероприятий, используемые для обучения информационной культуре (сделайте акцент на взрослое населения).

Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать качественно новую.
Информационная культура обеспечивает возможность непрерывного образования и условия жизни в информационном обществе.

 Главная цель – при работе по формированию информационной культуры не только вооружить читателей совокупностью знаний и умений по работе с информацией, но и сформировать системное представление об информационной картине, информационное мировоззрение, подготовить к жизни в информационном веке.

Поэтому мы охотно внедряем в работе библиотек и новые информационные технологии.
При работе по этой теме нами учитываются  возрастные особенности, уровень интеллектуального развития, поэтому в работе по этому направлению мы используем различные формы: библиотечные уроки и часы,   бесед, игры, конкурсы, презентации и экскурсии. (все мероприятия расписаны в отчетах за месяцы)



Таблица 8.2 - Материально-техническое обеспечение

Наименование показателей

Кол-во

Рабочие места, всего: в т.ч.

2

- автоматизированные рабочие места, доступные пользователям;

4

- автоматизированные рабочие места, доступные  только   персоналу.

 

- наличие принтера

1

- наличие ксерокса

1

Наличие электронной почты (указать адрес)

 

Наличие сайта библиотеки (указать адрес)

 

 

В каких грантовых конкурсах вы участвовали в 2011 г.? Какие проекты были поддержаны, какова выделенная сумма?

Посылали проект на «Открытый благотворительный конкурс «Новая роль библиотеки в образовании»» не прошли.

В каких профессиональных конкурсах участвовали в 2011 году? Каковы результаты?

В каких благотворительных акциях, проектах вы участвовали (в качестве получателей благотворительной помощи и в качестве благотворителей)? Какую конкретную помощь получили (оказали) в ходе этих акций?

Участвовали в районной акции «Подари книгу библиотеке»

 

Укажите проблемы, которые вы планируете решать в 2012 г.

Опишите координационную работу с библиотеками других ведомств: совместная подготовка и выпуск библиографических указателей и сводных каталогов; организация исследовательской работы по формированию и использованию библиотечных ресурсов города, района (или иной), организация выставок, справочная работа, повышение квалификации библиотечных кадров, депозитарное хранение и использования малоспрашиваемой литературы, создание центров обработки литературы и т.п.

Созданы ли при библиотеках  советы попечителей, советы друзей библиотеки, библиотечные общества и т.п.

Перечислите списком своих деловых партнеров.

Сотрудничаем с учреждениями и организациями, заинтересованными в продвижении книги и чтения. Нашими партнерами являются органы власти, учреждения культуры,  средства массовой информации, образования, представители делового сообщества, социальные учреждения,  общественные организации.

2. Изучался ли в 2011 году библиотечный фонд? Что показало ваше исследование? Обязательно пропишите полученные вами выводы в конце данного пункта. нет

3. Опишите работу по изучению читательского спроса. Какие формы были использованы. Какие выводы были получены, чем они пригодились вам в дальнейшей работе? Не изучали читательский спрос.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".