Сеслова Людмила Анатольевна

Сеслова Людмила Анатольевна

 

«Мои родители – очень разные люди. Мама – деревенская девчонка с Брянщины, - рассказывает Людмила Анатольевна. - Во время войны ей и ее семье было очень туго, так как немцы захватили их деревню и сожгли все дома, торчали только печи на пепелищах. Людям же приходилось жить в окопах да землянках, питаться подножным кормом: щавелем, лебедой и другой всякой травой. Многие не выдерживали и умирали, в основном, дети, они пухли от голода… Отец родом с  Донбасса, городской житель.

Отгремела война, наступило мирное время. Люди стали восстанавливать свои дома, приводить в порядок колхозы и совхозы, в которых работали. Мама пошла учиться в школу, но так как семья была большая, а одеть было нечего, то ее школьная жизнь закончилась после третьего класса. Ей пришлось идти работать: сначала на богатых людей, а когда появилась возможность уехать из деревни, она отправилась на заработки на Украину. Там мои родители и познакомились. В 1961 году на свет появилась я. В то время родители жили в поселке Пантелеймоновка, недалеко от города Горловка Донецкой области. Но совместная жизнь продолжилась недолго. Мои родители расстались, когда мне исполнилось восемь месяцев.

Мама оставила меня у бабушки на Брянщине, а сама уехала в Сибирь. Обосновавшись в городе Новокузнецке, мама периодически забирала меня к себе, но моя любимая, дорогая бабушка очень сильно скучала по мне, поэтому маме приходилось вести меня обратно на Брянщину. А в апреле 1966 года мама забрала меня насовсем.

В нашей деревне в это время вовсю шли полевые работы на полях и в огородах. А здесь, в Сибири, кругом лежал снег, и лишь первые ручьи пробивали свои русла.

Училась я в городской школе №29, это недалеко от дома, всего в пяти минутах ходьбы. Учащихся было так много, что все классы были разбиты по буквам «а», «б», «в». Я училась в «в» классе. Школа была небольшая, двухэтажная, но очень уютная и светлая. Так как учеников было очень много, мы учились в две смены.

В 1977 году я окончила восемь классов и отправилась в город Прокопьевск поступать в швейное училище №32, так как очень любила шить. В училище на каждом курсе было по одиннадцать групп. Девчата все разные и интересные, со многими из них я была знакома. Во время учебы была очень насыщенная общественная жизнь. Я была комсомолка и активистка, рисовала стенгазеты к каждому празднику, участвовала во всех мероприятиях, КВНах, посещала литературный кружок.

Я была приезжая, поэтому мне дали общежитие (в этом здании сейчас расположен Кузбасский политехнический университет). В марте 1980 года я познакомилась со своим будущим мужем. В конце апреля я представила его своей маме, а 3 мая он и его родственники приехали меня сватать. Свадьбу сыграли 19 июля 1980 года. В Москве в этот день было открытие Олимпийских игр. В ЗАГСе, когда шла церемония бракосочетания, (в то время было принято приглашать свадебных генералов из числа почетных и знаменитых людей города) нас поздравил ветеран труда - весь в орденах и медалях. Он пожелал нашей молодой семье детей столько – сколько в футбольной команде. Но меня это не устраивало, потому я парировала ему: «Футбольной не надо, а хоккейной хватит» (ведь в хоккее на льду всего шесть человек, включая вратаря). С этого дня наша семейная жизнь начала давать свои первые ростки. Сначала мы жили на квартире, а осенью нам дали собственное жилье. Когда мы впервые увидели свою квартиру, она показалась нам огромной, и мы стали обживать ее. Через год наша семья пополнилась еще одним членом, на свет появился первенец, муж назвал его Анатолием. Сын подрастал, я занималась им, учила говорить, сидеть, ползать, разучивала с ним первые стихи и считалочки. Ходить он начал в год, но на земле стоял крепко. А когда сынишке исполнилось два года, мы подарили ему братика Ванюшку. Ребенок был болезненным, мы подолгу лежали с ним в больницах. Но моя любовь и профессионализм врачей сделали свое дело. Ребенок медленно, но верно стал поправляться. В связи с болезнью он очень поздно пошел – в два года. Шаги ему давались с трудом, но он упорно топал и топал, ведь как здорово видеть все с высоты своего роста, весь мир кажется совсем другим. Ванюшка так тяжело мне достался, что я решила больше никого не рожать. Быстро время летит, только что дети ходили в детский сад, и вот Толик уже перешел в третий класс, время и Ванюшке идти в школу, но за годы болезни мы его сильно разбаловали, а в школе нужна дисциплина. Как можно исправить ошибки в воспитании, если ты их сам совершил? Мы поступили следующим образом. На семейном совете мы решили родить еще одного ребенка. Мальчики очень хотели сестренку. Когда в семье появляется маленький ребенок, то все подчинено ему. Все члены семьи распределяют обязанности по уходу за ним, а некоторых это даже дисциплинирует. Нового человека ждали все вместе, придумывали имена. Однажды, придя с работы, мои «братцы кролики» бросились ко мне, крича: «Мама, мама, мы назовем ее Василиса!». А я в ответ посмеялась: «А уменьшительно мы ее как звать-то будем, Васька что ли?». Но ребята не унимались, поэтому разговор об имени мы оставили на потом.

И вот в мае 1991 года вместо долгожданной сестренки появился на свет Василий. У нас на поселке иногда спрашивают: «Ну, как ваша Василиса поживает?». И мы по обыкновению отшучиваемся. Так совпало, что с рождением третьего сына у нас началось строительство своего собственного дома. Ведь недаром в народе говорится, что семья, посадившая дерево, вырастившая сына и построившая дом, считается исполнившей свой долг перед родителями и людьми.

Деревьев мы с мужем посадили много, родили троих сыновей. Время строить дом. Строительство дома совпало с переделом государства: вместо СССР стало СНГ, а потом все республики стали тянуть одеяло на себя. Но мы не унывали. Муж трудился на птицефабрике, а в свободное от работы время занимался строительством дома. Мы с детьми не были в стороне: разрабатывали землю, сажали грядки, разводили животных. Собаки и коты жили у нас вместе, так как кот Васька был за старшего, опекал щенков как мог. Грел их своим телом, когда им было холодно, вылизывал им шерсть, ели они из одной миски. А когда построили стайку, то завели свиней, корову. Со свиньями я еще умела управляться, ведь мы не один год держали их, а вот с коровой было посложней. Ведь я – городской житель, и коров боялась как огня. Мне казалось, что корова обязательно должна поднять меня на рога. И каково же было мое удивление, когда я поняла, что это самое мирное и добродушное животное.

Жизнь текла своим чередом, дети росли, помогая друг другу и нам с мужем. Но у нас осталась одна нереализованная мечта: мы всем семейством хотели иметь девочку, и это желание было таким сильным, что мы обратились к Господу Богу. Он услышал нас, и в 1995 году у нас появилась Подаренка – подарок Божий – наша Дарьюшка! Сколько было радости. Наконец-то! В этот год мы как раз завершали отделочные работы. Я и Толя клеили обои, а Ванюшка водился с Дашей.

Время шло. Толик окончил школу и пошел учиться в училище № 6 на сварщика. Ему повезло, ведь не каждому удается сразу устроиться на работу после училища. Он только окончил училище, а ему уже предложили работу. Он и сейчас работает по специальности.

Ванюша поступил в училище № 41 на слесаря-ремонтника. Мастер его группы, узнав, что он из многодетной семьи, помогла ему устроиться на практику на Прокопьевскую обогатительную фабрику, где ему как студенту платили деньги, для него это было пределом мечтаний. После училища ему предложили работать на фабрике, он и сейчас там работает. А малыши учатся в нашей поселковой школе.

Я и мои дети – очень большие друзья. Если им плохо, они приходят ко мне. Они точно знают, что мама никогда не будет ругать, не разобравшись, а поможет советом, не даст упасть духом, защитит, если это в ее силах. С радостью они тоже бегут ко мне, так как знают, что я тоже буду рада их успехам и порадуюсь вместе с ними. Такие отношения у нас складывались постепенно, крупица к крупице, иногда приходилось одергивать себя, чтобы не сделать больно ребенку. Но как у нас на Руси говорят: перемелется – мука будет. Так и в нашей семье. Ведь их четверо и все они разные. К каждому нужен свой подход. Вот так и живем да хлеб жуем.

Когда спрашивают: «Как вы воспитываете своих детей?» - на этот вопрос очень сложно ответить. Ведь я их не воспитываю, а наблюдаю за ними и сравниваю их и себя в том возрасте, в котором они находятся. Я просто стараюсь не повторять ошибок, которые мы, взрослые, очень часто делаем. Мы ровня, да, да, именно ровня. Ведь ребенок – это личность, хоть пока еще и маленькая, но личность, которая имеет свой взгляд на жизнь, свое мнение и точку зрения на ту или иную проблему. Поэтому не я их воспитываю, а они меня. Из общения со своими детьми я становлюсь более чистой и покладистой. Они помогают мне переосмыслить всю жизнь в целом, а также свои и чужие поступки, постигаем тайны бытия такой непростой жизни".

Вот такое стихотворение Людмила посвятила своей дочери Даше:

 

 

 

Спи, моя дочурка, баю, баю, бай.

Спи, моя хорошая, быстрее засыпай.

В куклы будем с доченькой вместе мы играть,

Песенки разучивать и стихи слагать.

Баюшки, баюшки, баюшки, баю,

Я любимой доченьке песенку пою.

 

Будет моя доченька садик посещать,

С детками веселыми дружненько играть.

Маме дочка милая будет помогать:

Платья шить, компот варить и чулки вязать.

Баюшки, баюшки, баюшки, баю,

Я веселой доченьке песенку пою.

 

Спи, моя хорошая, глазоньки закрой,

Пусть тебе приснится сказочный герой.

Он тебя, родимую, будет защищать,

Для тебя он подвиги будет совершать.

Баюшки, баюшки, баюшки, баю,

Я тебе, проказница, песенку пою.

 

 

 

 

 

Своим сыновьям, всем мальчикам и мужчинам посвящается:

 

Солдаты, мальчишки, мужчины –

Прекрасны ваши имена.

Вас любят женщины России,

Но есть у каждого одна.

 

Она ночей не досыпала,

Оберегала ваш покой,

А иногда и злой бывала,

Ревнуя вас порой к другой.

 

А годы мчатся, не догонишь,

И мамы с каждым днем старей,

Но, как и прежде, они любят

Своих прекрасных сыновей.

 

Так не ударьте в грязь, ребята!

Чтоб легче им родным жилось.

Не надо войн, не надо ада.

Пусть будет мир, как повелось.

 

Прекрасны вы – сыны России

И ваши мысли, и дела,

Пусть будет небо синим-синим,

Прозрачным воздух и вода!

10.02.1995 г.

 

Реквием

 

Мама, мамочка, мамуля – мы зовем, когда нам страшно.

Мама, милая, родная – на губах застыло мертвых…

Это сын звал, умирая на войне, что развязали

Те, кому детей не жалко, не своих, а наших с вами.

Сыновей, что мы растили и ночей не досыпали

Радовались первым зубкам, первым шагам, первым словам,

И гордились первым классом, огорчались первой двойки.

Мы любили беззаветно наших Коль и Петь, и Пашек…

Мы прощали им капризы, шалости и даже ссоры.

Но война пришла и вскоре с нею горе, горе, горе…

Наши дети, наши Пети, Коли, Вовы, Саши, Паши…

Не вернутся и не скажут: «Здравствуй, мама, вот мы дома».

Вместо них гробы да горе…

Мать Россия, мать героя – сколько муки, слез, печали,

Нам от этого не легче, ведь сыны там наши пали.

Мы растили их для счастья, их для жизни мы растили.

Не для «пушечного мяса», как в правительстве решили.

Так зачем же их рожать нам? Чтобы снова в бой отправить?

Нет! Хотим мы все сказать вам: «Не желаем! Не желаем!».

Наши дети – наше счастье, наша плоть и наша сила.

Не хотим мы им несчастья, но, а счастье не по силам.

Может, их совсем не надо нам рожать на свет на Божий,

Может быть, тогда все войны на земле заглохнут вечно…

И тогда земля пустыней будет жить бесчеловечной…

24.02.2001 г.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".