![]() |
| |||||||
|
![]() |
| ||||||
Артская Зинаида Григорьевна
«В 1929 году в школе был организован пионерский отряд из 18 человек. Комсомольцы покрасили белый материал в красный цвет и сшили галстуки. Провели торжественную линейку, на которой нам повязали галстуки. Прозвучал призыв: «Пионеры, к борьбе за рабочее дело, будьте готовы!» Мы гордо ответили: «Всегда готовы!» Началась пионерская жизнь. Для нас, деревенских детей, нигде не бывавших, всё было интересно. Учителя и пионерская вожатая всё свободное время проводили с нами. Летом ходили в походы, на экскурсии, пели и развлекались у костра. Зимой сами делали лыжи, санки и катались с гор. Много трудились на школьном огороде, выращивали овощи, ухаживали за кроликами - у нас был крольчатник. На деньги, вырученные с продажи овощей, кроличьего мяса и шкурок купили горн, барабан, художественные книжки для школьной библиотеки. Роль библиотекаря выполняли по очереди. В складчину выписывали газету «Юный ленинец» и журнал «Пионер». Хотелось знать, что происходит в стране, в мире, в других пионерских отрядах. Читали коллективно после уроков. Вместе с комсомольцами участвовали в художественной самодеятельности, помогали комсомольцам обучать неграмотных, чаще своих родителей. Вечерами водились с детьми, родители которых учились вечерами в школе – ликбезе» В 1937 году окончила Прокопьевский медицинский техникум. Вместе с мужем переехала в Новосибирскую область, где работала в школе преподавателем биологии. В 1941 году муж погиб на фронте, и Зинаида Григорьевна вместе с двумя маленькими детьми вернулась в родное село. С августа 1941 года стала работать учительницей в Трудармейской школе. Всю войну Зинаида Григорьевна проработала в школе. Из ее воспоминаний: «В трудном 1941 году пришла я на работу в Трудармейскую среднюю школу, где проработала более 30 лет. Во время войны школа стала заниматься в три смены. Два начальных класса разместили в крестьянском доме, площадью 18 квадратных метров. Здесь занималась я с 27 учениками. Теснота, скученность. Но мы не роптали, знали, что так требуют военные обстоятельства.
Десятиклассников прямо со школьной скамьи провожали на фронт. Мы, учителя, не только учили детей, но вместе с ними все летнее и осеннее время работали на колхозных полях, выпускали «боевые листки», рассказывали колхозникам обо всех событиях на фронте, читали лекции». Коллектив школы - одни женщины. Всех мужчин взяли на фронт. В 1942 году к нам приезжают эвакуированные из Ленинграда, Одессы, Москвы. Литературу, физику преподавали учителя из Ленинграда, немецкий язык - москвичка. Это были высокообразованные, интеллигентные люди, не боявшиеся грязной, тяжёлой работы. Вместе с нами трудились на колхозных полях, пилили дрова, грузили уголь. В те далёкие годы нам пришлось осуществлять закон о всеобщем начальном образовании. Сколько было трудностей! Случалось, приводили в школу эвакуированных, да и местных детей полураздетых, разутых. Чтобы согреть их, дать возможность посещать школу, собирали одежду, обувь среди учителей и местного населения. Учить детей приходилось почти без учебников, не было тетрадей, карандашей, ручек, перьев. Писали на старых ненужных книгах, газетах между строк чернилами из сажи или свеклы. О наглядных пособиях приходилось только мечтать. Их делали сами, как могли. В школе иногда было так холодно, что занимались в пальто и шапках. Страшно вспоминать. А дети учились и неплохо. 1945 год. Отгремела война. Страна занялась восстановлением народного хозяйства. Вышел закон о всеобщем семилетнем образовании. Стала постепенно улучшаться материальная база, появились новые наглядные пособия, некоторые технические средства: фильмоскопы, проигрыватели, эпидиаскопы, обновили карты. Интересно, творчески работал коллектив учителей Трудармейской школы. Очень хорошо была поставлена внеклассная работа. Все кружки работали под руководством учителей и родителей. Каждый кружок проводил тематические вечера, диспуты, праздничные вечера»
Автор: Варушина Любовь Федоровна
Школы не было. И Григорий Васильевич убедил односельчан на свои деньги нанять учителя для детей. Школу организовали в клубе. А уже в 1928 – 1929 годах Редько обратился в Бачатскую волость с просьбой поставить школу на государственное обучение, что и было сделано. Прислали двух учительниц, выделили финансы на содержание школы. В последующие годы Григорий Васильевич активно помогал школе в подвозе топлива, обеспечении продуктами. В 1932 г. его, организатора школы, послали от Бачатской волости на краевую конференцию работников просвещения в г. Новосибирск. Оттуда он привез учебники, наглядные пособия. Активно участвовал в организации артели по совместной обработке земли, затем в организации колхозов. С того времени он работал бухгалтером сначала в колхозе «Урожай», затем, после объединения, в колхозе имени Ворошилова вплоть до 1952 г. Вот в такой дружной трудовой семье росла Зинаида Григорьевна. В 1931 г. она окончила 4 класса начальной школы и вместе с братом поехала учиться в Бачатскую школу крестьянской молодежи. Учителя и ученики часто сами пилили и кололи дрова, ездили на шахту на лошадях за углем. Сколько нужно было терпения и материнской любви к детям, чтобы вынести всю тяжесть военных лет!». В 1947 г. Артская З.Г. поступила на заочное отделение Сталинского учительского института, закончила и стала работать учителем географии вплоть до ухода на пенсию в 1973г. Зинаида Григорьевна пользовалась огромным уважением среди коллег и населения. Трижды избиралась депутатом сельского Совета, была много лет председателем профкома школы, проводила большую работу с родителями. Творчески проводила уроки, использовала передовые методы обучения и воспитания детей, постоянно связывая материалы уроков с жизнью области, района и села. Качество знаний учащихся было хорошим. Туристическая группа учащихся постоянно занимала первые места даже в областных соревнованиях. Но особенную благодарность жителей поселка Зинаида Григорьевна имела за ее краеведческую работу, внимание к истории села, к ее людям. В начале 50-х годов особое внимание ее постоянно работающего школьного краеведческого кружка было направлено на сбор материалов по истории села. Тогда еще были живы многие из первостроителей. Вместе с детьми она собирала фотографии и документы, записывала рассказы односельчан, особенно первых строителей и колхозников. Много помогли ей и отец, и другие родственники. Регулярно проводила встречи с ветеранами, учила детей любви к своей малой родине, уважению и гордости за людей труда, за свой край. По воспоминаниям старожилов она написала первую историю села Трудармейского. Собранный ею материал лег в основу написанной позже коллективом авторов истории поселка «Родословная моей земли». За успешную работу по обучению и воспитанию детей Зинаида Григорьевна Артская награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медалью «Ветеран труда», имела Почетную грамоту Министерства образования РСФСР, Почетные грамоты области и района. Высшей наградой Зинаида Григорьевна считала признание ее воспитанников, теплые письма со словами благодарности, что шли в ее дом. Многие ее ученики с любовью и благодарностью вспоминали свою учительницу, слали письма и открытки, делились своими радостями. Умерла Зинаида Григорьевна в 2005 г. Автор: Земченков Андрей Михайлович
| ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |